В Самаре последние пять лет разви­тие актуального искусства приняло систематический характер: по­являются новые художники, которые осваивают новые его формы, регулярно проводятся выставки и фестивали. Показателем развития, конечно же, становится не количество посетителей, а качество самих выставок. Качество выставки определяется интеллектуальным усилием, которое к её созданию прилагает куратор. В Самаре есть несколько человек, которых без всякого скепсиса можно назвать кураторами. Они не просто организуют выставки, но способны переработать содержание работ более или менее артикулированной художественной позицией, сознательной концепцией. Выставки являются не просто результатом вдохновения кураторов, а ответом на актуальную ситуацию, то есть ситуацию, которая предстаёт взгляду куратора как актуальная. Сергей Баландин, куратор галереи «Виктория», безусловно, является таким куратором, а его выставка «Достояние. Высокое классическое»  с рядом оговорок является серьёзным кураторским высказыванием, которое, возможно, выводит качество самарских выставок на новый уровень. 

Баландин в своей новой выставке обращается к фундаментальным для культуры вещам. Об этом он декларативно заявляет в сопроводительном тексте, который обязателен к прочтению для того, кто хочет разобраться в выставке: «В настоящем проекте мы дистанцируемся от политического дискурса и выдвигаем несколько версий «общечеловеческих ценностей», на которые постоянно указывает сама культура: возвышающее нас классическое искусство, умиротворяющая природа и национальная гордость. Каждую из них, пропущенную через художественную рефлексию, мы испытываем на способность сплачивать людей, быть опорой для гуманизма и служить «цементом» для современного дискретного общества. Выставка станет первой из трёх в цикле «Достояние», посвящённом общечеловеческим ценностям». 

Выставка «Достояние» - реакция на усилившееся в последнее время в масс-медиа и внутри культурных институций обсуждение темы «классического». Из последних примеров можно упомянуть выставку Валентина Серова в Третьяковской галерее с гигантскими очередями на неё или медийные скандалы вокруг  реинтерпретации классических сценических произведений. Само понятие «классического», несмотря на свою распространённость, остается проблемным и полемичным. Что считать классикой? Этот вопрос ставится уже более двух веков.

Одно дело - рассуждать об этом в статье, другое – спроектировать об этом выставку.  Сергей Баландин в выставке «Достояние. Высокое классическое» решил пойти по второму пути. Из фонда «Екатерина», галереи «Триумф» и Госфильмофонда России куратор отобрал работы, которые, по его мнению,  отвечают придуманной им концепции. В некоторых случаях переговоры велись с самими авторами. Некоторые из них,  например, члены группы «Что делать!» были удивлены тем, что их работы встраиваются в столь странную выставку. В чем странность?  В  универсальности проблемы. Баландин высказывается о «классическом». Это, безусловно, ко многому обязывает. Классическое напрямую связанно с идеологией, а заниматься идеологической атакой современное искусство не любит. Оно, скорее, старается развенчать эту идеологему классического  как вечного и образцового. Но сам этот конструкт классического настолько сильно укоренен в повседневном сознании, что его критика невольно превращается в апологию.

Современное искусство с его «неоднозначностью», тем не менее, остаётся искусством, в том смысле, что вписывает себя, как бы оно ни старалось оторваться и стать внеконтектсуальным, в большой исторический нарратив.  Этот момент «Достояние» любопытным образом и иллюстрирует. Выставка не только про классическое, но и  про историю искусства. Ценность работ повышается в их привязке к высокому и классическому. История искусства, которая для Михаила Ямпольского уже закончилась,  в концепции Баландина ещё длится.

Куратор умело встраивает в выставку и моду на революционные 1920-е годы (упоминание Александры Коллонтай в кураторском тексте) , и «оттепельный» гуманизм (в работе Павла Когана) и современное левое искусство (группа «Что делать!») и импрессионизм (в перформансе Елены Ковылиной) и Гёте  («Лесной царь» группы АЕС+F ). Современное искусство в концепции выставки, будто не может заявлять о себе без отсылки к классическому, к культурному архиву. Порой к классическому относится и высокий модернизм, как в случае с работой Виктора Алимпиева, где художник использует музыку Альфреда Шнитке.

На примере этой выставки можно увидеть, как работает современный художник с классическим, и как классика с его ценностным каркасом трансформирует его замысел.

Перед нами - нарративная выставка, у посетителя есть прекрасная возможность разгадать кураторский сюжет. Каждая работа сопровождается пояснением, благодаря которым становится видно, как изменяется функция классики и «высокого» искусства в обществе. От человечного взгляда советских людей в документальном фильме Павла Когана 1966 года «Взгляните на лицо», созерцающих Мадонну Леонардо  в Эрмитаже, к полицейским, которые уводят хористов, прославляющих коммунизм в работе группы «Что делать!»  2011-го. Рассказ о классическом с каждой работой постепенно превращается из апологии в критику. Тем не менее, изначальный посыл куратора сильно трансформировала сама выставка. «Классическое» в итоге существенно отличалось от определений кураторского текста: «возвышающее нас классическое искусство, умиротворяющая природа и национальная гордость». Текст тут крайне интересен. Даже более интересен, чем сами объекты. Эти работы выставлялись уже много раз и побывали элементами совсем иных по задачам выставок. Рамка выставки действительно придает работам новый смысл. Сам куратор находится в позиции «критика классического»  и в то же время апологета. Тоска по былому воздействию высокого искусства на выставке ощущается. Вопрос в том, было ли когда-нибудь это воздействие? 

Баландин, как и в одной из своих первых выставок «Люди против современного искусства», выступает ещё и в роли интуитивного социолога искусства. Он пытается решить социологическую задачу, ответить на вопрос «Чем является классическое сейчас?». И для зрителя, и для художника. «Классическое», если исходить из отобранных работ, предстаёт на выставке и как руинированное, забытое, и как утопическое и основообразующее.

Тема «классического» – вечна в искусстве, этот «памятник достоянию» затеряется в череде будущих выставок, через год куратора, возможно,  будут интересовать уже другие проблемы. Важнейшая тема культурного архива («классического») окажется одной из тем в длинном нескончаемом ряду других проектов. Тем не менее, благодаря проекту Баландина, у нас есть такой вот региональный фиксированный взгляд на «классическое», который, возможно, объясняет происходящие в культуре процессы более эмоционально, чем любая столичная выставка.

Илья Саморуков

Фото Петра Гридина

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 12-13 (100-101) за 2016 год