Сеслия Паредес – известная перуанская фотоперформансистка, которая, по её словам, очень любит Россию, а её муж-композитор даже написал оперу под названием «Распутин». Метод художницы прост: она создает подобие мимикрии, маскируясь под животных в природной среде или раскрашивая себя так, чтобы слиться с обоями. Фотографии, которые получаются на выходе, при общем буйстве красок и форм фона имеют особое напряжение. Это напряжение создается неподвижностью художницы-натурщицы, которая оказывается то ли закрепощена этими чуждыми ей формами, то ли, наоборот, становится единственной силой, которая держит и скрепляет собой эти формы.

Выставка в итоге получается весьма и весьма завораживающей – и для людей, выросших на Дали или Эшере, и еще больше для тех, кто не знает таких художников. На выставке было слышно много благосклонных отзывов, а картинки сами просились в инстаграм. [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] Да, Паредес - иллюзионистка, однако этот иллюзионизм очень стар, а в ее исполнении еще и отягощен излишней гендерной слащавостью. Сразу хочется скептически заметить, что все эти узоры она рисует не сама, виртуозной кистью владеет или кто-то другой, или даже какой-нибудь аппарат или компьютерная программа. Женское тело, обнаженное или в драпировках – весьма салонный сюжет, и хитрый узор на теле мало что добавляет к обычному релаксационному эффекту салонной живописи. Может быть, Паредес и хотела бы говорить с нами о красоте женщины, о ее буквальной растворенности в мире или «невидимости», принципиальной непубличности, угнетенности (в конце концов, даже фамилия Паредес с испанского переводится «стены», чем художница, вероятно, воспользовалась). Но вся эта ширпотребная мелкобуржуазная фактура из женских тел, перьев и цветочных орнаментов выталкивает её работы из сферы серьезного искусства в область популистской псевдофилософии и псевдоновации. И даже само название «Земля петляющих тропинок» неуклюже отсылает к культовому рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок».

Вместо выставки перуанской художницы, раскрашивающей себя то ли в духе героини фильма Гринуэя «Интимный дневник», то ли в духе вечно ускользающей от мужского взгляда Дафны, хочется предложить обманывающимся самарским зрителям посмотреть работы китайского художника Лю Болина. Он тоже раскрашивает себя и тоже не самостоятельно, но у него получается подлинно выразить боль и смех маленького человека, «мистера Целлофан», стушевавшегося перед новой растущей мировой гегемонией Китая. Устройте себе выставку в интернете, а в «Самару Космическую» пусть ходят те, кому нужно подобрать для гостиной роскошные обои. Там много образцов.

Сергей Баландин