Сильвестр Сталлоне с друзьями спасают из заключения старого приятеля (Уэсли Снайпс) и сразу же летят в Сомали, чтобы ликвидировать международного злодея (Мэл Гибсон). Международный злодей оказывается круче, чем они думали: он не дал себя ликвидировать и сам едва не ликвидировал остальных, сбросив на них с вертолета бомбу. Операция провалена, куратор из ЦРУ (Харрисон Форд, принявший пост у Брюса Уиллиса) дает Сталлоне еще один шанс. Однако тот пребывает в мрачных раздумьях: он понимает, что на одной ностальгии и дружеских перебранках далеко не уедешь – зрителю может наскучить смотреть на морщинистых стариков и, если хочешь выжить, необходимо привлечь молодую аудиторию. Поэтому он распускает старую команду и набирает новую, из перспективной молодежи, вместе с которой в отряд нелогично протырился и Антонио Бандерас. Впрочем, старая команда, слава богу, распускаться не хочет.    

Первые «Неудержимые» были ностальгическим праздником в жанре встречи однополчан, а стилизация под боевик 80-х изящно оборачивала все их недостатки (дурацкий сюжет, никакая драматургия) в несомненные достоинства. В сиквеле трюк попробовали повторить, но, как это часто бывает, переборщили, превратив проект в совсем уж «старые песни о главном» и череду пошловатых постмодернистских гэгов. И вот теперь Сталлоне (естественно, он, а не малоизвестный австралийский режиссер Патрик Хьюс, тут по-прежнему главный) проводит работу над ошибками и пытается вывести проект из тупика. Новые «Неудержимые» – уже не стёбная постмодернистская стилизация под олдскул, а такой вполне полноценный современный боевик – с более внятным сюжетом, более насыщенным экшеном и, как того требует время, с «психологией».

Главная интрига «Неудержимых» всегда находилась за сюжетом и была интригой кадровой: кого Сталлоне на этот раз позовет сниматься? кто согласится? у кого какая роль будет? – в этом и был подлинный саспенс проекта и его затаенное очарование. В третьей части кадровый вопрос открыто ставится в центр сюжета: добрую четверть фильма Сталлоне набирает новую команду, осуществляет кастинг, принимает решения, а зрителю предлагается вопрос: кто круче – мощные старики или молодежь?

И если у этого обаятельного фильма вообще есть проблемы, которые не решить при помощи обаяния, то они гнездятся именно здесь. Третьи «Неудержимые» как будто не управляются со своими кадрами: кадров слишком много, а экранного времени слишком мало, и хорошо утрамбовать всех звезд в одном сюжете у Сталлоне не получается. Фильм начинается так, словно главным героем тут будет Уэсли Снайпс, которого очень эффектно, но не пойми зачем, вводят в сюжет, однако отыграв свой прописанный в контракте короткий бенефис, Спайпс уходит на второй план и больше никак себя не проявляет. У колоритнейшего Дольфа Лундгрена в первой части была своя целая сюжетная линия, во второй части были хотя бы реплики – в третьей же он окончательно превращается в актера массовки. Арнольд Шварценеггер, чей короткий выход в первых «Неудержимых» был, наверное, лучшим моментом фильма, здесь тоже пару раз заходит в кадр и что-то говорит, но очевидно просто для того, чтобы хоть как-то (и неважно как) отметиться в проекте. Терри Крюс в начале получает пулю и весь фильм проводит в больнице, выписываясь оттуда только к обязательному в финале дружескому братанию, а Джет Ли, который на пятнадцатой минуте вторых «Неудержимых» вдруг выпрыгнул из фильма с парашютом и исчез на два года, неожиданно и как ни в чем не бывало заходит ближе к концу на минутку поздороваться. Знаменитые старики появляются в новых «Неудержимых» с визитами вежливости, отыгрывают эпизод, напоминают о себе и спешат прочь по своим делам: не зайти нельзя, но и делать им всей толпой в фильме особо нечего.

Зато много экранного времени отдано молодежи – а вот с ней тут, конечно, полный провал: четыре очень невыразительных и слишком смазливых новобранца, из них двое профессиональные спортсмены, а один парень и вовсе из сериала про «Сумерки». И через весь фильм вполне всерьез проходит вопрос: кто круче – Сталлоне с Лундгреном или вот это племя молодое? В итоге оказывается, что молодежь вовсе не хуже стариков, и даже чуть лучше, потому что умеет пользоваться компьютерами. Жаль Брюс Уиллис ушел из проекта – в «РЭДе» он таким наглецам просто сворачивал шеи.

 

Роман Черкасов