Молодая журналистка Эйприл (Меган Фокс) своими глазами видела четырех здоровых зеленых черепах-ниндзя, а её начальница Вупи Голдберг ей не верит. Но черепашки, конечно же, существуют, живут в нью-йоркской канализации, питаются пиццей, изучают восточные единоборства под руководством мудрой крысы-сэнсэя, и, когда надо, готовы помешать зловещему бандюге Шреддеру распылить над городом какую-то отраву.

Видимо, в Голливуде сейчас острый дефицит идей для больших студийных проектов: как еще объяснить, что за последние годы были по второму кругу перезапущены все франшизы, какие только можно. Теперь настала очередь «Черепашек-ниндзя» – предмета особого культа для многих, чье детство пришлось на 80-90-е. За дело взялся Майкл Бэй, который только что перезапустил своих же собственных «Трансформеров» в новую трилогию – в «Черепашках» он оставил себе роль продюсера, а режиссером позвал Джонатана Либесмана – человека, поразительно способного любой проект, независимо от бюджета и исходной идеи, превратить в b-movie. Конечно, почерк Майкла Бэя здесь виден невооруженным глазом: и гигантомания (черепахи и мудрая крыса по сравнению с мультсериалом заметно подросли), и шум и грохот спецэффектов (просто чтобы было шумно и всё вокруг грохотало), и эротично полуоткрытый рот Меган Фокс.

Не берусь судить, насколько удачно Бэю удалось сыграть на ностальгии по детству (я, простите, никогда не был поклонником того самого сериала), но как летний блокбастер его фильм, в общем, неплох. Там есть, как минимум, одна хорошо придуманная экшен-сцена (погоня по снежному пейзажу) и две-три удачных шутки, есть реалистичные спецэффекты (этим давно уже никого не удивишь, но все же) и теплая дружеская интонация, с какой черепашки похлопывают тебя по плечу, не переходя, за что отдельное спасибо, в откровенную фамильярность.      

Проблема здесь, скорее, в методе. Тинейджеры-мутанты-ниндзя-черепашки, живущие в канализации и называющие друг друга почему-то именами титанов итальянского Возрождения – наверное, самый дикий и абсурдный сюжет, порожденный массовой культурой. Но если в двумерной анимации мультсериала 80-90-х черепашки-ниндзя выглядели милой условностью (это были просто такие ребята с соседнего двора, играющие в казаки-разбойники, они и на черепах-то похожи особо не были), а игровая кинотрилогия 90-х, где черепашек изображали переодетые актеры, была и вовсе детским костюмированным праздником с аниматорами, то у Бэя реалистичность многопиксельного 3D не оставляет от этой условности камня на камне. Черепашки теперь явлены во всей своей пугающей безусловности: они телесны, выпуклы, они на крупных планах заглядывают в камеру, неловко шутят, стесняются этого и как будто даже немного осознают свое монструозное уродство. Такая трансформация лишает Бэя возможности укрыться, как это было в сериале, за обезоруживающей дурацкой улыбкой и требует нового подхода к материалу. Теперь уж надо либо внести в сюжет логику, объяснить абсурд, объяснить, например, на какие шиши они покупают пиццу и откуда у них в канализации мощное компьютерное оборудование, мотивировать, почему для юной Эйприл спасти черепашек из пожара означало не отнести их домой, а выбросить в городскую канализацию – здесь, на самом деле, очень многое придется объяснять. Либо наплевать на всё это, пойти путем грохочущего трэша и растворить сюжет в сверкающем безумии. Первый путь для Бэя скучен (за что мы его и любим), но и открыто ступить на второй, желанный, он не решается, справедливо опасаясь гнева ностальгирующих фанатов и потери детской аудитории. В результате «Черепашки-ниндзя» оказываются слишком осторожным и маркетингово выверенным продуктом, где Бэю постоянно приходится бить себя по рукам, чтобы не разнести к черту весь Нью-Йорк или, не дай бог, слишком откровенно не засмотреться на задницу Меган Фокс, одетой здесь в целомудренные джинсы.

Кстати, и Меган Фокс не очень понимает, как себя вести, когда главными экранными партнерами у неё оказываются четыре зеленых чудища и огромная и тоже очень реалистичная крыса – включать ли ей снисходительную самоиронию тети Лины из «Спокойной ночи, малыши», по работе вынужденной разговаривать с игрушечными чудиками, или в ужасе бежать куда глаза глядят. Судя по несвойственному этой актрисе оцепеневшему выражению лица, её героине отчаянно хочется второе.

 Роман Черкасов