Супруги-ученые Уилл (Джонни Депп) и Эвелин (Ребекка Холл) Кастер много лет работают над созданием искусственного интеллекта, который будет настолько мощнее обычного человеческого, что сможет найти лекарства от всех болезней, исправить экологию и вообще изменить мир в лучшую сторону. В момент, когда они уже стоят на пороге открытия, в Уилла выпускают пулю террористы-неолуддиты, считающие, что никакого искусственного интеллекта создавать не надо. Пуля отравлена полонием (забавный отголосок несостоявшегося кинопроекта про убийство Литвиненко, который должна была снимать депповская компания Infinitum Nihil, а сам Депп собирался там играть главную роль), врачи дают Уиллу несколько недель и, поскольку терять нечего, Кастеры загружают создание умирающего Уилла в компьютер. В результате этой процедуры ученый воскресает в виде кибернетического суперинтеллекта, вроде как планирующего захватить власть над миром.  

Как-то так получилось, что эта симпатичная и, в общем, весьма неплохая картина оказалась провальной по всем направлениям. Во-первых, «Превосходство» рекламировалось как фильм, который даст новый толчок карьере Джонни Деппа, немного засохшей после нескончаемых Джеков-Воробьев и одиноких рейнджеров. Если Воробей много бегал, махал руками и кривлялся в стилистике непритязательного капустника, то здесь создатели решили гнуть палку в другую сторону: большую часть времени Депп присутствует на экране в виде дико серьезной говорящей головы в мониторе, безэмоциональным голосом дающей указания. Правда же: не лучший способ перезапустить карьеру полного сил артиста.

Во-вторых, режиссер-дебютант Уолли Пфистер, который до того был постоянным оператором Кристофера Нолана, видимо, решил, по примеру своего патрона, сделать такую хитропридуманную фантастику с парадоксальными сюжетными ходами, гипертрофированной серьезностью и философским посылом. Беда в том, что Пфистер совершенно не справляется ни с жанром, ни с логикой. В фильме несколько лишних персонажей, включая героев Моргана Фримана и Киллиана Мёрфи – последнего особенно жалко, потому что ему настолько нечего делать в кадре, что он всё время смущенно топчется где-то с краю с виноватым лицом. Каждые двадцать минут Пфистер произвольно меняет интонацию картины; то, что начиналось как фантастическая страшилка, в какой-то момент оборачивается триллером про женщину в ловушке, а через положенные двадцать минут вдруг перестает им быть, будто ничего и не было. А когда террористы-неолуддиты вместе с ФБР маленькой дружной командой будто нехотя обстреливают резиденцию Уилла из гранатометов, всё превращается в какой-то очень странный и расслабленный боевик. С философским высказыванием тоже не получилось: «проклятые» вопросы об искусственно созданном боге, опасностях технического прогресса и о том, что лучше – просто познавать мир или пытаться изменить его – тонут в дежурных диалогах и рыхлой драматургии, а Пфистер, пытаясь что-то сказать по этому поводу, роняет почти случайные «философские» фразы и, в общем, выглядит плохим студентом на экзамене. Так что российские прокатчики, поменявшие оригинальное название «Трансцендентность» на дебиловатое «Превосходство», в общем, не сильно навредили авторскому интеллектуальному месседжу.

Слишком видно, что Пфистеру, как и многим операторам, не успевшим освоиться в режиссерском кресле, скучно рассказывать историю, и поэтому лучшие моменты в «Превосходстве» – когда там ничего не происходит. Когда напряженная и потерянная Ребекка Холл просто ходит по длинным коридорам, когда зомбированные суперинтеллектом работяги с характерной пластикой сомнамбулически движутся по уилловой плантации, когда красиво зависает капля, чтобы сорваться и упасть в рапиде – это, действительно, красиво и ради этого, наверное, фильм и стоит смотреть. А бла-бла про опасности технического прогресса – да бросьте. Впрочем, сам Пфистер в это тоже как будто не верит: Власть-Над-Миром в «Превосходстве», несмотря ни на что – штука всё-таки слишком абстрактная, а вот жить, как в прологе фильма, без интернета и электричества – это действительно конец света.            

Роман Черкасов