Бруклинский букинист Мюррей (Вуди Аллен) оказывается в затруднительном финансовом положении и уговаривает своего привлекательного друга (Джон Туртурро) стать жиголо, чтобы самому при нем быть сутенером и получать свой процент. Другу бы порадоваться, потому что встречаться ему предстоит, например, с Шэрон Стоун и Софией Вергара, но он принимает предложение флегматично и, скорее, с тихой покорностью вежливого человека, а затем и вовсе влюбляется в прекрасную, но фрустрированно-пугливую вдову раввина (Ванесса Паради).

Джон Туртурро – фирменный коэновский актер и автор нескольких обаятельных, но не очень удачных, собственных картин – пятый раз за двадцать лет пробует свои силы в режиссуре. На этот раз, судя по всему, он решил снять такое стопроцентно вудиалленовское кино: разговорное, с незамысловато-парадоксальным сюжетом, со знаменитыми красивыми актрисами в ролях второго плана, с еврейскими шутками и джазовым саундтреком. Саундтрек ему, положим, удался, а вот с остальным вышло чуть хуже. Знаменитые красивые актрисы, которые у Вуди Аллена играют, как дышат – легко и просто – здесь силком давят из себя эмоции, пытаясь придать драматургическое наполнение своим слишком схематично прописанным ролям. А еврейская тема, которая у Вуди Аллена проходит ненавязчиво, лаконично и всегда по делу, здесь дается жирными мазками и в зашкаливающих объемах: не просто какая-нибудь старенькая еврейская мама, а целый еврейский квартал в Бруклине, пейсы, ортодоксы, иудейские патрули и даже иудейские суды (которые, как суды у Кафки, помещаются где-то в околочердачных закуточках). Нагромоздив эти атрибуты, Туртурро будто ждет, что вот сейчас количество перейдет в качество, произойдет этнически-химическая реакция и сам собой образуется еврейский юмор. В нескольких эпизодах этот трюк, как ни странно, срабатывает, но чаще всё-таки нет.  

Недостатки сценария и режиссуры сглаживает Вуди Аллен в роли говорливого старичка Мюррея, но тут тоже не без проблем. Никогда не думал, что скажу эту фразу, но в этом фильме слишком много Вуди Аллена. Слишком много Вуди Аллена – такое, оказывается, бывает. В последние годы Вуди снимается нечасто, и его редкие выходы в собственных фильмах воспринимаются как нежданный подарок. Туртурро же, как радушная хозяйка, щедро вываливает его на стол: хотите? вот вам, можно есть большой ложкой. Вуди Аллен в этом фильме, в общем, везде. Где Туртурро не смотрит влюблено на Ванессу Паради – там сразу возникает Вуди Аллен. Он кокетничает с девушками, боится вшей, покупает диван, выгуливает негритят, играет в бейсбол, бегает от иудейского патруля, смотрит глазками-пуговками, характерно жестикулирует и говорит, говорит, говорит – о деньгах, и о смерти, и о Мике Джаггере, и вообще обо всем на свете. Так чего еще надо? Смотри и радуйся. Так я смотрю и, честное слово, радуюсь, но было бы совсем здорово, если бы Вуди Аллену лучше прописали реплики и определили ему более осмысленное место в сюжете, вместо того, чтобы использовать его в качестве универсального заполнителя сюжетных и драматургических пустот, которых в этом фильме, к сожалению, немало. А то получается, что Вуди почти не исчезает с экрана, а у него на весь фильм десяток удачных реплик и пара удачных гэгов.

Чем берет фильм – так это несомненным обаянием и, наверное, еще одной очень важной вещью: «Под маской жиголо» – гладкое и уютное кино, которое умудряется пройти через провокационные темы (столкновение светской и религиозной этики, секс за деньги, мужчина-проститутка, «чего хотят женщины?» и т.п.) и выйти из них сухим, непоцарапанным и с добродушно-рассеянной полуулыбкой, как у Джона Туртурро. Там, где Вуди Аллен дал бы волю остроумию и принялся жонглировать парадоксами, Туртурро сохраняет немногословное спокойствие доброго и надежного парня, который не готов жертвовать уютом своей картины ни ради острых ощущений, ни ради острого словца. И, видимо, тут он знает, что делает, потому что, если верить его фильму, именно таких мужчин и любят женщины.            

Роман Черкасов