После 70-ти лет, проведенных в замороженном состоянии, Стив Роджерс (Крис Эванс), всем известный как Капитан Америка, пытается адаптироваться к сложной современности, но получается у него не очень. Одинокая жизнь его состоит, в основном, из пробежек в Вашингтонском парке, мимолетных бесед с симпатичной соседкой и рутинного отправления должности супергероя в агентстве Щ.И.Т. Но вот после одной вполне дежурной операции выясняется, что агентство Щ.И.Т. – не совсем то, чем кажется, и внутри организации существует заговор. Мир враз становится еще сложнее, за Кэпом начинают охотиться бывшие коллеги, и вместе с Наташей Романофф (Скарлетт Йоханссон) Стиву приходится изрядно побегать, уворачиваясь от пуль, прежде чем, быть может, получится вернуть в свою картину мира хоть немного прежней ясности и простоты.

В истории Стива Роджерса открыто проговаривается то, что свойственно всем без исключения супергероям – все они персонажи из прошлого, которым нелегко адаптироваться к современности. На сегодняшний взгляд слишком видно, что Капитан Америка – плоский патриотический персонаж эпохи Второй Мировой и Холодной войн, Тони Старк – консерватор и милитарист, Тор – патетичный деспот откуда-то из очень раннего феодализма, что все они – немного смешны и, как ни крути, капельку фашисты. И перед каждой экранизацией стоит увлекательное творческое задание – вписать героя в современность, объяснить, почему он стоит над общественными институтами, странно одевается и вообще ведет себя вот так. Marvel Studios в своей серии о мстителях с задачей справляются, наверное, лучше остальных: они не ретушируют ретроградность героев, как Сэм Рэйми в «Человеке-пауке», не напускают психоаналитической мглы, как Нолан в «Бэтмэне», они берут эту ретроградность, как она есть, делают её объектом ироничной, но без зубоскальства, рефлексии и – проведя героя через сюжет – оправдывают, так что её остается только принять и полюбить. Да, у Капитана Америка дурацкий костюм – а чего вы хотите? Думаете, сам он комфортно себя чувствует, вернувшись к жизни после многолетней летаргии? Вам бы понравилось осознавать себя пережитком прошлого? Вот то-то же.

В «Другой войне» много хорошего: начиная от Скарлетт Йоханссон, которой безумно идет роль суперагента, и изобретательно придуманного экшна и заканчивая редким, но метким юмором (как хотите, а «Хайль, Гидра!» – это действительно очень смешно). Но главное: если первый «Капитан Америка» был поп-артовской стилизацией под эстетику 40-50-х, то второй фильм о Кэпе  – не столько супергеройский боевик (хотя и это, конечно, тоже), сколько политический триллер в духе 70-х (недвусмысленным приветом этому жанру выглядит приглашение на одну из важных ролей Роберта Рэдфорда). Вплоть до финальной битвы экшн разворачивается в квартирах, нашпигованных «жучками», лифтах, на дорогах и крышах административных зданий, а вместо всяких сверхъестественных штуковин тут снайперские пули и убийцы в форме полицейских, которые блокируют твою машину, чтобы расстрелять её в упор. Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) наставляет героя, что верить нельзя никому, и при этом понятно, что самому наставнику доверять тоже весьма рискованно.

«Ты слишком наивен для этой работы», – говорит Стиву Наташа Романофф, и она, конечно, чертовски права. Капитан Америка, этот сгусток нерассуждающего патриотизма и прямолинейной честности, оказывается внутри самого непатриотичного и запутанного жанра, где все персонажи с двойным дном, где непонятно, кто друг, а кто враг, и где хороший метаболизм и способность пробежать милю за минуту – не самые сильные преимущества: и не таким пускали пулю в затылок. Оказавшись нетипичным героем в совсем уж нетипичных обстоятельствах, Стив испытывает кратковременный кризис веры, а затем начинает с солдатской прямотой переть напролом, на ходу ломая правила игры, навязанные ему жанром, и все больше и больше выпрямляя хитропридуманный параноидальный триллер обратно в супергеройский боевик. Нельзя никому доверять, а он доверяет. Политическое руководство ведет грязную игру, а он все равно патриот. Надо действовать исподтишка, а он перед финальной схваткой наперекор обстоятельствам и этой вашей современности одевает свой старый – времен Второй Мировой – звездно-полосатый костюм, и теперь этот костюм уже ни чуточки не кажется нелепым. «Как мне отличить врагов от друзей?», – спрашивает Капитана соратник. «Кто в тебя стреляет – враги, а кто не стреляет – друзья». Мир проще, чем хочет казаться. И хорошо, когда у кого-то достаточно высокий метаболизм, чтобы проверить это утверждение на собственной шкуре.  

Роман Черкасов