Джек Райан – агент ЦРУ из приключенческих книжек Тома Клэнси. С 1990 по 2002 вышло четыре экранизации этих книжек, а теперь вот франшизу решили перезапустить, начав историю Джека Райна как бы заново, но переместив его из времен Холодной войны в современность: отправной точкой становления героя в новом фильме становится 11 сентября. Потрясенный взрывом башен-близнецов, молодой Джек (Крис Пайн) из патриотических побуждений идет добровольцем в Афганистан, затем из патриотических побуждений защищает диссертацию по экономике (его об этом специально просит полковник разведки в исполнении Кевина Костнера), по той же причине становится агентом ЦРУ, и наконец, едет в Москву, чтобы помешать русскому олигарху Черевину (которого играет сам режиссер Кеннет Брана) взорвать Уолл-стрит и обрушить экономику США.

Как иногда говорят, фильм заставляет задуматься, и задуматься тут действительно есть над чем: почему «Теория хаоса» настолько не получилась? Ведь, казалось бы: есть готовый герой, небезынтересный и с уже сложившейся вокруг него мифологией. Есть задача сделать шпионское кино: если не способен тут ничего изобрести – не надо, всё изобретено до тебя, просто грамотно расставь ходы. Есть, в конце концов, тайная миссия в Москве – да тут на одних только реминисценциях и отсылках к аутентичным шпионским триллерам эпохи Холодной войны можно было выехать. Широкое поле возможностей лежало перед хорошим режиссером Кеннетом Браной, экранизатором Шекспира и марвеловских комиксов, но он будто застыл в прострации, а тем временем его фильм благополучно скатился под горку.

Отчасти, конечно, в неудаче повинен откровенно слабый сценарий, который слаб вовсе не потому, что здесь опять плохой русский грозит глобальной катастрофой (это-то как раз нормальная дань жанру), а потому что сценаристы собрали небольшое количество очень шаблонных ходов, кое-как сшили их грубыми нитками, а промежутки заполнили глупейшими диалогами. Нелепость происходящего на экране настолько велика, что за ней сперва пытаешься разглядеть иронию, потому что нельзя же все это на полном серьезе, но вот иронии там как раз, к сожалению, и нет. Нет там и ожидаемого в таких фильмах зрелищного экшна: пару раз Райан за кем-то немножко гонится (и всегда очень быстро догоняет), один раз разбивает головой врага сантехнику, ну вроде и все.

В конце концов, это становится даже увлекательным – следить, как Брана методично упускает все возможности сделать неплохое кино. Вот Райан тайно проникает в офис Черевина, и вдруг одна из сотрудниц зачем-то туда возвращается. Здесь неминуемо назревает напряженная хичкоковская сцена, но Брана каким-то непостижимым образом умудряется её избежать. Вот Райан первый вечер в Москве, его пытались убить, куда идти и что делать непонятно, и он в панике звонит в своё управление. Можно же было сделать так, чтобы там трубку не брали или, не знаю, какая-то бюрократическая волокита была на том конце провода, чтобы героя потомить, чтобы саспенс был. Но нет: трубку аккуратно берут и после недолгого замешательства оперативно материализуют герою Кевина Костнера, чтоб не скучал. И так весь фильм, понимаете, в чем ужас?

Упустив всё, что можно, режиссер, видимо, решил сделать ставку на шекспировскую трактовку образа злодея Черевина. Своему персонажу Брана отчаянно пытается придать черты трагического героя, но общий идиотизм происходящего – увы – сводит его усилия на нет: на сцене проникновенного разговора о Печорине и русском романтизме хочется смеяться в голос, а во время величественных фраз о служении России олигарх Черевин напоминает не шекспировского персонажа, а много о себе возомнившего жлоба с душой мелкого уголовника. И вот это, наверное, единственное точное попадание в образ. Жаль только, что совершенно непреднамеренное.     

Роман ЧЕРКАСОВ