В последние годы всё большую популярность приобретает трайбл – новое танцевальное направление или, точнее, система танцевальной импровизации. Семь лет назад он пришел в Москву, а сейчас студии трайбла появились и в других городах, отвоевывая популярность у порядком опостылевших традиционных «восточных танцев». В чем причина его популярности - в идее феминистского сестринства, постмодернистской всеядности или оккультной составляющей (вокруг трайбла ходят и такие слухи)? Ленор Вишневская решила разобраться в этом и встретилась с преподавателем самарской трайбл-студии «Tribal Republic» Вероникой Седовой,  поговорив с ней о культуре и философии Tribal, а также о том, чем он лучше других этнических танцев с ярко одетыми женщинами.

 Для справки

Tribal (с англ. племя) dance - это собирательное понятие, обозначающее огромное современное танцевальное направление. В основе этого танца лежит American Tribal Style (ATS) - синтетический стиль, созданный в 70-х-80-х годах 20 века в США американкой итальянского происхождения Каролиной Нериккио на базе красивейших женских танцев – египетского танца живота, индийского танца и испанского фламенко. Этот стиль вобрал в себя все самое яркое из этих направлений и на сегодняшний день является уникальной системой группового синхронного исполнения, позволяющей танцовщицам создавать полноценные групповые номера без какой-либо подготовки и совместных репетиций.

- Трайбл недавно пришел в Россию и сейчас набирает популярность, потеснив традиционные восточные танцы, с одной стороны, и йогу, с другой. В чем причина? Что заставляет человека, живущего, например, в Самаре увлечься до недавних пор никому здесь неизвестным экзотическим танцем?

- Я бы не сказала, что он сильно потеснил belly dance (танец живота – Л.В.) и йогу, потому что мы все равно находимся в андеграунде. Большая часть людей о нас не знают, и большинство поклонников трайбла – это люди, которые активно пользуются социальными сетями или случайно встречают упоминание о трайбле на других интернет-ресурсах. Если прийти выступать куда-то, то любителей трайбла можно буквально пересчитать по пальцам. А привлекает, во-первых, потому что новое, во-вторых, потому что интересно выглядит, поскольку в трайбле достаточно интересные костюмы. Belly dance все равно уже отходит на второй план, у него был такой бум после сериала «Клон», когда все насмотрелись и захотели танцевать так же.

- Трайбл, в отличие от йоги, не интегрируется в индустрию фитнеса и, как вы говорите, существует в андеграунде. Эту закрытость можно понимать как оппозиционность по отношению к миру буржуазного интертеймента? Или как игру в тайные общества?

- Здесь фишка в том, что трайбл очень сложно поставить на поток. В фитнес-центре люди приходят и уходят, они не будут серьезно заниматься трайблом. Этот танец на самом деле сложный и очень дорогой. Воспитать серьезных учеников, которые будут с тобой танцевать на высоком уровне в фитнес-центре невозможно.

- Если говорить о философии трайбла, то в чем она - в двух словах - заключается?

- Сложно сказать в двух словах, но, определенно, в трайбле есть своя философия, и можно говорить о трайбле как о субкультуре. Тех людей, которые уже давно в трайбле, можно легко вычислить из толпы: у нас свои украшения, своя одежда, какие-то элементы танцевальной одежды переходят в повседневную жизнь, потому что у нас удобные платьишки, юбочки, штанишки, все это с логотипами любимых танцевальных коллективов или танцовщиц. Украшения, которые мы носим, никто кроме нас их не покупает, потому что дорого.

В Америке в противовес очень популярному белли дансу начал появляться трайбл, т. е появилась определенная категория танцовщиц, которым стала претить философия belly dance, где женское сообщество настолько съело друг друга, что не было возможности развиваться, постоянные конкурсы и какая-то зависть. Эти танцовщицы привнесли новую идеологию, что мы девушки, женщины можем просто красиво танцевать и нам не обязательно соревноваться друг с другом. Появилась установка – никаких конкурсов, и мы стараемся этого придерживаться, только фестивали, только встречаемся, только показываем, что мы можем. Конечно, это немного утопически звучит, но трайбл настолько разный – всем есть место для самореализации. Очень трудно сравнивать и очень трудно оценить, кто лучше, а кто хуже.

 

Преподаватель самарской трайбл-студии «Tribal Republic» Вероника Седова

 

- Почему нельзя просто танцевать, без философии? Или современному человеку, чтобы заняться каким-то делом или просто получать удовольствие, обязательно нужно философское оправдание? Будто он не просто танцует, а что-то одновременно исповедует?

- Нет, почему, вполне можно танцевать и без философии. Кто-то приходит просто потому, что ему нравятся такие движения, кто-то после работы хочет растрястись. А вот в тех, кто начинает тесно общаться или преподавать, как-то философия сама проникает. Трайбл сам находит своих людей.

- Корни трайбла восходят к тотемным культам. Это оставило следы в его философии?

- Да, есть мнение, что трайбл – это танец смерти: темные костюмы, много темного цвета и тяжелые ткани в отличие от белли данса. Когда конкретной информации не было, и когда тот же самый российский зритель видел в интернете танцовщиц в мрачных костюмах, которые так загадочно двигаются, о трайбле стали говорить как о загадочном, мистическом, готическом танце или танце смерти. Это немного неверное понимание и неверная интерпретация того, что они видели. Тотемы и танцы у костра – это не ко мне. Я не очень это понимаю, поскольку вижу философию трайбла в другом. Для меня это сестринство, объединение идеей танца в его техническом совершенстве.

- Кто ваша публика? Модная молодежь, немодная молодежь, люди среднего возраста, студенты, менеджеры среднего звена?

- Как я уже говорила, трайбл – танец дорогой, и мы ищем тех, кто все-таки сможет как-то себя в этом танце обеспечить. Больше всего интересуются девушки от 23 и до 35, которые подходят к этому более осознанно.

 

В центре Каролина Нериккио – основательница American Tribal Style (ATS)

 

- В «Библии трайбла» есть цитата Каролины Нериккио где говорится - «взгляды публики скользят по костюму танцовщицы, а не танцовщица скользит перед взглядами публики». Получается, костюм играет первостепенную роль, а танец лишь предлог для демонстрации своего наряда?

- У нас очень много деталей в костюмах, очень много каких-то антикварных предметов, т. е украшения старые пакистанские, афганские. Мы их собираем по всему миру и тратим на самом деле бешеные деньги. И когда это все надеваешь и выходишь на сцену, то часть танца ты действительно можешь просто простоять, пока твой костюм рассмотрят. И мы не подаем себя как в belly dance. Belly dance – это заигрывающий танец: танцовщица вышла, там потрясла, тут потрясла, к этому подошла, к другому подошла. А вот трайбл – это статичный танец, и иногда нам говорят, что мы вообще танцуем для себя, потому что нет такого тесного контакта со зрителем и нет предложения себя. Часто говорят, что танцовщица в трайбле разрешает на себя смотреть, т. е, грубо говоря, я вышла, я танцую – на, смотри, если не нравится, то это не мои проблемы, я себя предлагать и продавать не буду.

- Бытует мнение, что трайбл можно танцевать под любую музыку. Но будь то рок, rnb, хип-хоп или регги – каждое из этих направлений предполагает определенный набор движений и специфический ритм. Как их увязать в одном танце?

- Трайбл делится на три базовых направления: ATS, Improvisational Tribal и Fusion Tribal. У ATS свои каноны, танцуют его под этническую музыку, чаще написанную индивидуально. Improvisational Tribal Style танцуют в основном под современную. А вот Fusion Tribal – сольный, и может танцеваться практически под любую музыку. Я вот, например, люблю больше под винтажную танцевать, кто-то любит под рок. И здесь не отдельный набор движений для каждого танца, а одинаковый, потому что все-таки есть какие-то свои базовые концепты. Часто говорят, что каждая танцовщица трайбла, привносит что-то новое и танцует практически свой индивидуальный стиль. Ловишь ритм: кто-то очень хорошо улавливает dubstep и, соответственно, у него такой ломаный ритм, кто-то под более мягкий винтаж, кто-то под рок. Кому что нравится – в трайбле можно все.

- Охарактеризуй тремя определениями танцовщицу трайбла?

- Красивая, свободная и веселая. Трайбл очень открытый стиль, и вес, рост, цвет, ориентация вообще не предел, не стоит ничего стесняться, люди абсолютно разные танцуют, и в этом тоже кайф трайбла.

- Когда у школы «Tribal Republic» будет следующее выступление, где может любой человек прийти и посмотреть на вас?

- Сейчас мы периодически выступаем в летнем кинотеатре «Филин» в Загородном парке, на некоторых мероприятиях нас можно увидеть там. В августе у нас будет небольшой концерт от нашей студии, скорей всего в антикафе «Plastilin». Даже на какие-то танцевальные корпоративы, мы рассылаем приглашения через соцсети, любой желающий может прийти. Мы стараемся быть открытыми. Наш канал: http://www.youtube.com/channel/UCkn7O4hqh0avwYpX28EYQ5A

 

Беседовала Ленор Вишневская