Несмотря на все интеллектуально-архитектурные потуги Николая Меркушкина, самарский стадион к чемпионату мира по футболу не будет похож, как мечтал губернатор, на «летающую тарелку, которая села на тридцать две ноги и в воздухе парит практически, ну, не парит, а прямо на этих ножках». Накануне Меркушкин, заявивший 11 мая на своей пресс-конференции, что губернские власти не являются заказчиками «Самара Арены», а все вопросы по отставанию строительства следует адресовать Виталию Мутко, решал, какой же ширины будут «полосы» на куполе стадиона. Судя по анекдотическому ходу совещания у главы региона и показанным эскизам, из-за упрощения первоначального «меркушкинского проекта» о «космическом сфероиде» туристам и горожанам придётся забыть навсегда.

В четверг губернатор Николай Меркушкин, сообщает его пресс-служба, обсудил с руководителями министерства строительства региона, подрядчиками и архитекторами концепцию возведения и цветовую гамму кровли стадиона «Самара Арена», а также реконструкцию ледового Дворца спорта с благоустройством близлежащей территории, строительство речного вокзала в областном центре и гимнастического дворца в Тольятти.

Меркушкин ничтоже сумняшеся заявил, что возведение стадиона идёт по графику и показал эскизы кровли, которые были подготовлены неназванными архитекторами после необходимости удешевления проекта. Впрочем, об удешевлении проекта и радикальном изменении облика стадиона губернатор и его подчинённые не произнесли слова. Все старательно делали вид, что так и было задумано.

 Теперь, «по замыслу проектировщиков», купол «Самара Арены» будет состоять из «полос», которые будут чередоваться и «опоясывать» кровлю стадиона по всему диаметру.

«Ну, я думаю, да, полосность – это будет важно очень. Сплошной он может получиться на самом деле, не будет ощущаться объёма, такой пространственности не будет. А эти полосы будут подчёркивать и объём, и пространственность. Пространственность, имеется в виду, что это круглое, а не просто ты смотришь - ощущение такое, что на плоскую вещь смотришь», - глубокомысленно резюмировал «архитектор» Меркушкин.

После чего сам губернатор и члены его строительного маховика с важным видом решали, какой ширины должны быть «опоясывающие полосы» - три, шесть или девять метров. В итоге постановили, что «три метра – слишком часто», а «девять метров – слишком просто». Меркушкин  признался, что ему нравится «шесть метров» и чтобы полосы были «прозрачными и серебристыми».  Его подчинённым тоже понравилось именно «шесть метров».  Правда, по цветам «полос» окончательное решение пока договорились не принимать, но на показанном губернатором эскизе все «полосы» нарисованы белыми и непрозрачными.

После чего меркушкинский архитектурно-строительный ареопаг обсудил строительство нового Дворца спорта на улице Молодогвардейской и благоустройство прилегающей территории. Снос старой ледовой арены пообещали начать в конце мая, а к весне следующего года построить «современный многофункциональный ледовый дворец».

Автор проекта Дмитрий Орлов поведал, что в новом здании каждый метр площади несёт на себе функциональную нагрузку. На 25 тысячах квадратных метрах разместят три ледовые площадки, универсальный спортивный зал, а также тренажёрный, зал хореографии, раздевалки и технические помещения. Основные трибуны, располагающиеся ассиметрично, будут вмещать 5 тысяч 500 зрителей.

«Это будет Дворец спорта в полном смысле этого слова», - неотразимо отметил Меркушкин. И добавил, что здание не должно выбиваться из архитектурного стиля улицы Молодогвардейской, а этот район Самары должен стать еще одной «культовой точкой». О том, где и когда будет восстановлен памятник Владимиру Высоцкому работы Михаила Шемякина, сказано не было.

Также на совещании обсудили детали строительства и нового Речного вокзала, который Меркушкин приказал ввести в эксплуатацию в конце мая 2018 года.

Напомним, что 3 мая губернатор Самарской области впервые опосредованно прокомментировал информацию о том, что на строительстве «Самара Арены» критически затягивается подготовка футбольного поля, радикально упрощается проект, а сам стадион фактически теряет метафорический облик «космического сфероида». Сделал это Меркушкин в сказовом жанре бормотания об очередных своих невероятных достижениях в форме непереводимо косноязычного бреда, доводящего до нездорового хохота всех, кроме активно сочувствующего его речевым проблемам ведущего программы «Главная тема» на телеканале «Россия 24 – ГТРК Самара».

«Мы где-то 10 июня должны монтаж купола в основном завершить. И сначала, в начале июня освободить поле для, ну, да, для подготовки, и посеять там до середины июля, посеять траву. И это будет гарантировано, что и поле будет качественным в итоге. И что касается купола в итоге, мы будем в графике для того, чтобы потом смонтировать эту красивую очень кровлю. Чтобы это был объектом на самом деле очень похожим на космический объект, что мы вернулись снова к названию, которое было самарцами название выбрано, мы проводили беседу, «Космос Арена», да. И вот недавно, буквально неделю назад, мы встречались те, которые делали купол питерского стадиона, предложена технология с учётом уже там опыта, ошибок и так далее, очень хорошие варианты, я думаю, тоже это некая находка. И вписываются они в те сметы, в цены, которые определены были проектной документацией. И я думаю, и эта часть будет выполнена в полном объёме. Там стоял вопрос, подрядчик ставил, частично купол закрывать не стопроцентно там, и это нарушало очень серьёзно внешнюю архитектуру и, в том числе, вот самую главную идею стадиона, что это, как космический объект, как летающая тарелка села на тридцать две ноги и в воздухе парит практически. Ну, не парит, а прямо на этих ножках. И мы сейчас договорились и с Минспортом России, и с подрядчиком, что кровля будет полная и, более того, она будет из тех материалов, которые могут представить его в виде космического объекта», - дословно сообщил не герой-повествователь «Записок сумасшедшего» Николая Гоголя, а действующий губернатор Самарской области.  

Отметим, что 3 мая в день 75-летия «Крыльев Советов» ветераны самарского клуба вместе с куратором и волонтёрами общественного Музея самарского футбола посетили строящуюся «Самару Арену», где их взорам предстала бетонная чаша стадиона, лишь на треть прикрытая голыми металлическими конструкциями будущего купола. На строительной площадке можно было наблюдать около двухсот рабочих, в основном из республик Средней Азии, которые готовили бетонные террасы к предстоящим отделочным работам. По словам экскурсовода, представляющего администрацию области, готовность стадиона колеблется в диапазоне от 50-ти до 60%, сейчас строители ожидают заключения Главгосэкспертизы по уточнённому и упрощенному варианту проектно-сметной документации, а купол стадиона вместо прозрачного поликарбоната будет покрыт ПВХ-мембраной, теплоизоляционными плитами, пароизоляционной плёнкой и профнастилом.

Как писал «Засекин», в конце апреля источник в «ПСО Казань» сообщил, что сейчас готовность «Самара Арены», чьё отставание от графика строительства стало уже притчей во языцех, составляет порядка 52%.

Напомним, что о «перешагивании» отметки в 50% на строительстве «Самара Арены» склонный удивлять публику неожиданными подсчётами и процентами губернатор Меркушкин докладывал представителям проверенной прессы впервые ещё 8 июля 2016 года. Вечером 12 января 2017 года пресс-служба самарского губернатора вновь поведала «городу и миру», что процесс возведения «Самара Арены» превысил 50%. 

В конце марта этого года пресс-служба ГУП «Спорт-Инжиниринг» сообщила, что готовность самарского стадиона составляет около 60%. А чиновники областного министерства строительства признались, что почти на всех так называемых мундиальных объектах в Самаре ожидается неизбежный аврал.

По сведениям «Самарского обозрения», подготовка площадки для футбольного поля и газона на будущем самарском стадионе к чемпионату мира по футболу тоже отстаёт даже от скорректированного графика. Срок выхода субподрядчика на футбольное поле «Самара Арены» смещён, как минимум, на полтора месяца. Если работы не вернутся в график, то газон на стадионе придётся делать более дорогим, то есть рулонным, отмечает издание.

Напомним, что правительство Российской Федерации перенесло срок ввода в эксплуатацию стадиона к чемпионату мира по футболу в Самаре на 2018 год. Это следует из постановления правительства Российской Федерации, опубликованного 19 апреля на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно этому документу, изменения касаются постановления «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство стадиона на 45 000 зрительских мест в городе Самаре» от 24 июля 2014 года. Строка со словами «срок ввода в эксплуатацию - 2017 год» в первоначальном варианте постановления заменена на строку «срок завершения строительно-монтажных работ - 2017 год, срок ввода в эксплуатацию - 2018 год».

13 апреля о вероятном вхождении в график строительства единственного в России отстающего стадиона к чемпионату мира по футболу говорили вице-премьер федерального правительства Виталий Мутко, находившийся в Казани, и полпред президента в ПФО Михаил Бабич, осматривавший готовность мундиальных объектов в Самаре.

«Ну, знаете, это и моя оценка, и оценка уже тех комиссий, которые здесь работали. На прошлой неделе здесь работала комиссия министерства спорта, министерства строительства. На самом деле то отставание в графиках работ, которое мы с вами наблюдали и обсуждали здесь же в Самаре в октябре прошлого года, во многом сегодня где-то полностью ликвидировано отставание, где-то сокращено существенно. Мы исходим из того, что к июлю месяцу по всем основным направлениям работ мы войдём в график», - заявил тогда журналистам Михаил Бабич.

6 декабря 2016 года г-н Бабич обещал, что отставание от графика строительства самарского стадиона к чемпионату мира по футболу будет ликвидировано к маю 2017 года.

«Что касается строящихся объектов к чемпионату мира, Михаил Викторович уже сказал, значит, сейчас, что касается стадиона, мы видим, что там работы очень сильно продвинулись вперёд. Если вот эти мы два дня там, немножко ветер превышал, скорость ветра не допустила там ещё три консоли смонтировать, то вообще у нас смотрелся стадион очень сильно завершённым. Но они всё равно за эти два-три дня это сделают. Мы будем примерно месяц делать эти девять-десять консолей, это в течение двух месяцев практически, двух с небольшим месяцев кровля будет полностью завершена. Это самая главная часть работы. Всё остальное зависит от того, сколько людей надо. Надо дополнительно двести человек, чтобы ускорить работы, будет двести. Надо тысячу дополнительно, чтобы ускорить работы, будет тысяча. Что касается кровли металла, это особые работы, и сейчас этот график передвинут почти на два месяца вперёд. Реально, почему? Потому что есть силы, есть средства технические, краны установлены в трёх точках, идёт монтаж. И мы будем иметь, будем иметь возможность в середине июня, в июне, скажем так точно, выйти на поле. И это срок, это допускает ФИФА, всё посеять во время, и вырастить в том числе поляну такую, поле футбольное, которое полностью будет отвечать требованиям ФИФА. Всё остальное, конструкции, конструктивно, всё остальное решаемо», - в своей неотразимой манере дополнил ответ Михаила Бабича никак не отставляемый губернатор Николай Меркушкин.

«Что касается Самары, в августе месяце, я надеюсь, мы войдём в график строительства стадиона, отставания все будут ликвидированы. Самое сложное там заключалось в том, что нам пришлось несколько актуализировать и упростить этот проект. Сейчас мы более жёсткое взяли управление строительством этого стадиона. Надеюсь, что в августе самые главные работы, работы по подъёму кровли будут завершены, мы войдем в график, и Самара никаких проблем вызывать не будет», - решительно сообщил в тот же день журналистам в Казани заместитель председателя правительства России Виталий Мутко.

Отметим, что ранее г-н Мутко ожидал, что самарское отставание будет ликвидировано к концу января, потом - к концу февраля, затем – к концу марта или хотя бы – к концу мая.

11 мая на сайте Федерального государственного унитарного предприятия «Спорт-Инжиниринг» появилось сообщение, что ориентировочная готовность самарского стадиона сейчас составляет 65%.

«Значит, стадион - заказчики не мы. Понятно? И если Мутко назвал, это он назвал в свой адрес. Не мы заказчики. Значит, то, что касается мероприятий, которые мы проводим, то есть наши, наша зона ответственности, мы здесь всё делаем в графике и, более того, с опережением. И в том числе комиссия ФИФА это подтвердила. Что касается стадиона, отставание стадиона. Оно связано с одним. И Мутко почему так говорит, потому что мы, мы настояли на том, чтоб тот проект, который мы сделали изначально, сохранить. И до сих пор мы стоим на этом. Сохранить тот проект. Подрядчик считает, что проект очень сложный, очень сложный. Очень тяжёлый. Очень тяжёлый. И с таким проектом справиться намного сложнее, тяжелее, по затратам, значит, и так далее, и так далее. Вот. Мы могли б пойти спокойно на то, чтобы урезать, упростить там и так далее, и так далее. Но это уже был бы другой стадион. Был бы другой стадион. Это уже не «Космос Арена» был. Его никак к космической тематике уже не привяжешь. Вот», - как отрезал Николай Меркушкин, отвечая на вопрос «Эха Москвы» 11 мая на пресс-конференции, посвящённой пятилетию своего самарского губернаторства.

Подготовил Лев Городецкий