Окрыленные успехами предыдущих аукционов, чиновники самарской администрации никак не предполагали, что последний завершится абсолютным фиаско. А вот в Тольятти за всю «продажную кампанию»  вообще не получили почти ничего – ничего из того, на что так сильно рассчитывали.

Смазанный финал

Кампания аукционов по сдаче в аренду рекламных конструкций началась в Самаре победоносно и наступательно – первые торги по рекламным щитам, состоявшиеся в июне-июле нынешнего года, прошли на «ура» и принесли в бюджет города около 700 млн рублей. Которые администрация, еще не успев толком получить, уже поспешила растранжирить на «абсолютно важные и жутко неотложные» городские нужды (о чем ранее уже писал «Засекин»).

Окрыленная подобной «победой», в августе мэрия выставила на аукционы «второй пакет» – остановочные павильоны, пилары и пилоны. И тут уже не все прошло так радужно и лучисто – из 421 павильона не удалось реализовать 51, из 16 пилларсов – 8, из 91 пилона – 46. С одной стороны, конечно, «в целом по больнице» всё равно «большую часть» удалось пристроить, и можно было нарисовать себе еще одну «звездочку за сбитый». Но с другой – «тут бы им задуматься», всё ли идет по плану (предусматривавшему «тотальную капитализацию» и максимальные доходы).

Но администрация Самары предпочла выступить в амплуа героя анекдота, который был уверен, что «чего тут думать – трясти надо». «Мы рассчитываем, что игроки рекламного рынка и к последним аукционам проявят очень серьезный интерес. Потенциально этот бизнес может принести значительный доход», - цитировала пресс-служба слова первого вице-мэра Виктора Кудряшова.

Тем печальнее выглядят итоги состоявшихся (а точнее, не состоявшихся) аукционов «последнего пакета», на которых разыгрывалось право эксплуатировать рекламные конструкции «малых форм». 12 из 13 просто не случились, а один таки прошедший принес городу аж 54 тыс. рублей – удалось «сбыть с рук» на 5 лет одну «точку». Если учесть, что общая начальная стоимость предлагаемого оценивалась в 50 млн рублей, то можно с чистой совестью констатировать – финал «продажной кампании» завершился оглушительным фиаско. Сколько бы денег, реальных или воображаемых, ни заработала за «летнюю страду» мэрия Самары, «лавочка закрылась». В целом, конечно, можно считать, что город что-то выиграл (если удастся успешно получить все обещанные суммы), но «осадок остался».

Не по одежке протянуты ножки

А вот в Тольятти мэрии можно не пытаться делать хорошую мину – она всё равно будет кислой. Ибо «если вкратце», то город рассчитывал в этом году получить с рекламных аукционов около 410 млн рублей (и даже поспешил внести их как доходы в бюджет текущего года), а получил в итоге всего 5% от желаемого – около 20 млн.

Ну а если «не в вкратце», то тольяттинских чиновников, как и многих до них, сгубила жадность. После абсолютного провала первых аукционов цена была снижена почти вдвое, но местные рекламщики заявили: «Даже на повторных аукционах цены оказались неприемлемыми. Поэтому рынок Тольятти для нас пока закрыт». (Впрочем, они слегка слукавили: деньги у них были, но они приберегли их для участия в аукционах самарских – тольяттинцы отторговали себе около 200 баннеров.) «Полагаем, что данное обстоятельство вызвано завышенной ценой платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», — заявил уже во вполне официальном обращении к мэру Сергею Андрееву руководитель управления потребительского рынка мэрии Тольятти Рафаиль Сунгатуллин.

Позицию же игроков федерального рынка «просто и доступно» объяснил директор брендингового агентства General Line! Святослав Косвинцев: «В Самаре ажиотаж вокруг аналогичных аукционов был спровоцирован федеральными операторами, которые создали конкуренцию, и в итоге цены выросли, а щиты были проданы. Тольятти крупных игроков не интересует. Федералы делят рынок на города-миллионники и всё остальное. Им неважно, Тольятти это или, например, Бузулук».

Не помог даже скандал (о котором тоже писал «Засекин») с участием депутата ТГД Борислава Гринблата, «доведшего до нервного срыва» всё того же Сунгатуллина. Сунгатуллин в итоге мэрию покинул, Гринблат «жив, здоров и невредим», а рекламные конструкции в Тольятти – сиры, убоги и по-прежнему брошены. «Город на Волге, но не Самару» в очередной раз сгубила неспособность трезво взглянуть на самого себя в зеркало и оценить свои реальные шансы.

Искусство продавать

Парадокс (он же соль, юмор, цимес или, к примеру, мораль) ситуации в том, что и в Самаре можно было избежать «финального фиаско», если «делать всё по уму», а не как маленький мальчик, пытающийся сразу схватить всё самое блестящее. «Рецепт успеха, который мы потеряли», приоткрыл в комментарии «Коммерсанту» генеральный директор рекламно-издательского холдинга «Абсолют» Михаил Расторгин: «Этот формат непопулярен в Самаре, и изначально нужно было такими конструкциями разбавлять лоты со щитами 3х6, а не выделять их в отдельные аукционы». Ему вторит всё тот же Косвинцев: «Представители сетевых компаний действуют в рамках строго прописанных инструкций, в которых чаще всего речь идет о щитах 3х6. Поэтому за право аренды конструкций этого формата идёт бешеная конкуренция, а остальные формы практически не вызывают интереса у игроков рынка».

Что же теперь мэрии Самары делать с «неликвидами»? Расторгин считает, что «афиши и указатели стоит активнее предлагать небольшим компаниям, которые таким образом смогли бы получить пусть небольшую, но долю на рынке». Но, естественно, уже по совсем другим ценам – потому что своими неумелыми действиями самарские чиновники дали местным рекламщикам «на финише» возможность никуда не спешить и ни с кем не толкаться локтями.

 

Дмитрий Копалиани