Рынок страхования в России и Самарской области переживает тяжёлые времена. Связано это, в первую очередь, с проблемами в сфере обязательного автострахования. Федеральные игроки под разными предлогами отказываются заключать договора ОСАГО, а региональные компании заявляют о нехватке бланков этого вида страхования. Эксперты говорят о его нерентабельности, заявляют о кризисе и пророчат уход игроков из бизнеса автострахования. В отдельных компаниях уже сейчас сокращают штат сотрудников и ищут способы уменьшить финансовые потери.

 

Страховщики едут по автомобилистам

С одной стороны, автовладельцы и надзорные органы говорят о росте нарушений со стороны страховых компаний по заключению договоров ОСАГО. Если раньше большая часть претензий касалась долгого принятия решения о выплатах или низких компенсаций, то сейчас жалуются на отказы автостраховщиков в заключении ОСАГО без дополнительного добровольного страхования и отсутствие у страховщиков бланков полисов.

«Кризис ОСАГО возник зимой 2013 года, и он углубляется. Положение автолюбителей ухудшается. Не во всех офисах страховых компаниях есть бланки полисов ОСАГО, и практически невозможно оформить ОСАГО без покупки дополнительного полиса. Некоторые компании перенесли центры урегулирования убытков в отдалённые населённые пункты Самарской области», - рассказал директор агентства «Страховой советник» Олег Кокорев.

Председатель Самарского регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Сергей Слюсарев считает, что нарушения могут быть следствием сговора между страховыми компаниями, чтобы повлиять на решение федеральных властей по закону об ОСАГО.

Дело в том, что в ближайшее время Государственная дума РФ должна принять поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие лимиты компенсаций по ОСАГО. Со 120 тысяч до 500 тысяч рублей – по жизни и здоровью, и  со 120 тысяч до 400 тысяч рублей - по материальному ущербу. При этом тариф ОСАГО может вырасти примерно на 20%. Страховщики же требуют увеличить его на  40%.

 «Они пытаются шантажировать власти, которые принимают эти поправки, а расплачиваться за этот шантаж приходится рядовым автовладельцам», - констатирует г-н Слюсарев в беседе с корреспондентом ИА «Засекин».

 

Повышение тарифов как страховка от банкротства

С другой стороны, представители страховых компаний заявляют, что обязательное автострахование в России уже сейчас является нерентабельным. Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в России в 2003 году, с тех пор страховые взносы по нему практически не изменялись и остались на уровне 3-5 тысяч рублей. Это при том, что растут цены на автомобили и ремонт, количество машин на российских улицах увеличивается с каждым годом, а значит, возрастает опасность дорожного движения и число ДТП, следовательно, повышаются число страховых случаев и суммы компенсаций.

Между тем, согласно данным Российского союза автостраховщиков, за 1 квартал 2014 года сборы по ОСАГО выросли на 9% от показателя прошлого года и составили 28,5 млрд рублей, выплаты - 18,7 млрд (выросли на 7,8%). Несмотря на то, что общая сумма выплат повысилась, число заявленных и урегулированных страховых случаев сократилось на 11%.

Страховщики заявляют, что при таких показателях, прибыльность ОСАГО в большинстве компаний едва преодолевает 0%, а с принятием закона прогнозируют крах отрасли. Причём кризис в этом секторе может сказаться на всём рынке, так как автострахование занимает значительную долю в оборотах страховых компаний.

Однако Олег Кокорев считает, что в Самарской области нет объективных причин, чтобы считать деятельность всех компаний по автострахованию и ОСАГО убыточной. Он полагает, что мы, скорее, попали в общую политику страховых компаний в России, которые демонстрируют власти свои проблемы через ограничение прав простых граждан.

Директор самарского филиала ООО «Британский страховой дом» Мария Рожина считает, что ситуацию пока не стоит называть «кризисной» и подчёркивает, что розничный рынок автострахования есть и остается основным на страховом рынке.

«Желая защитить потребителя, мы впадаем в крайние состояния: добро – зло. Страхование стало товаром с общими свойствами. И в любом секторе экономики прибыль – правильно, а если прибыль у страховщика, то кошмар! Разрешение страховых споров с пренебрежениями к терминам, понятиям, принципам тарифного регулирования отражают “голосование страховщиков ногами” - возникновению ситуации с полисами ОСАГО, в том числе», - поделилась г-жа Рожина.

 

Региональные проблемы и федеральная безнаказанность

Заместитель генерального директора ЗАО «Поволжский страховой альянс» Григорий Беньковский отметил, что от ОСАГО, в первую очередь, отказываются крупные федеральные компании. Региональным страховщикам, которые «следили за этим процессом» и контролировали ситуацию, «удаётся поддерживать бизнес более или менее рентабельным». Именно федералы, по его наблюдению, нарушают обязательства по заключению договоров и выплатам.

«Федеральным компаниям ОСАГО вообще не интересно, они работают с куда более серьёзными деньгами, страхуют космические спутники. Они наложили неофициальное вето на автострахование. Они не могут сделать это официально, но ищут всевозможные способы, чтобы отказать в заключение договора и не выплачивать компенсации. Например, «Росгосстрах» выплачивает где-то 30-40% от реального. Тот же «Росгосстрах» перенёс центр по урегулированию убытков в село Приволжье. Они не хотят этим заниматься и делают всё возможное, чтобы люди от них ушли. Они могут позволить себе всё, что угодно, могут просто наплевать на закон, не боясь, что у них отберут лицензию. Региональная компания не может позволить себе таких грубых действий и старается решать эти проблемы», - рассказал Беньковский.

Он сообщил, что при существующих тарифах отдельным компаниям удаётся удерживать продажи ОСАГО на положительном балансе. Компании даже готовы заключать больше договоров, но им выдают ограниченное число бланков, из-за чего приходится отказывать клиентам.

«У нас стоят очереди из людей, и мы готовы выдавать больше полисов, но не можем. Потому что есть решение РСА, что доля ОСАГО не может превышать 70% в портфеле компании, и количество выданных полисов может лишь на 30% превышать количество выданных в прошлом году. Мы можем выдавать на 80% больше полисов ОСАГО, но у нас их нет. Хотя мы устойчиво работаем, выполняем обязательства, есть финансовый резерв, но нам выставляют такой лимит».

 

Европейский выбор и электронное решение

Олег Кокорев считает, что проблемы на рынке страхования продиктованы объективными причинами – снижением уровня экономики и ухудшением экономического состояния домохозяйств.

«В этих условиях не стоит ждать подарка от государства. Нужно работать эффективно. Страховые компании хотели бы решить все свои проблемы за счёт увеличения расходов автомобилистов на ОСАГО, но так не получится. Будет найден баланс интересов, на который смогут пойти власти», - считает юрист.

Беньковский же настаивает на увеличении тарифов и приводит пример Европы, где стоимость ОСАГО составляет около тысячи евро в год, но и суммы выплат значительно превышают российские и не ограничиваются никакими лимитами.

«Тут нет ни правых, ни виноватых, все и правы, и виноваты. Страхователи не понимают, что всё стоит денег, бесплатно ничего не бывает. И если они хотят сервис, как на Западе, нужно платить, как на Западе. Страховые компании же вместо того, чтобы серьёзно подходить к ситуации, следить, чтобы прибыль соответствовала убыткам, ущемляют права страхователей»

Реальные шаги реформирования отрасли Марина Рожина видит в переходе на электронные полисы. «Осуществление этой задачи уже к 2016году, безусловно, влечёт изменение роли страховых посредников, сокращает аквизиционные расходы страховщиков и, главное, даёт реальные удобства для пользователей», - уверена Рожина.

Татьяна Святкина