Общаясь с народом в любимом и привычном формате «прямой» линии, президент РФ, помимо прочего, подтвердил, что все УК, существующие ныне на российском рынке ЖКХ, в скором будущем ждёт лицензирование. Главе государства это видится как эффективное средство улучшения качества и снижения стоимости услуг в коммунальном секторе. Однако «невооруженным глазом» видны и другие, в том числе и побочные, эффекты этой новации.

 

Государственно-капиталистический коммунизм

И государство, и его глава, кажется (лично мне – во избежание кривотолков), ведут себя по отношению к ЖКХ и его проблемам как коммунисты времен гражданской войны. Тогда «партия и правительство» делились на две части: тех, кто были уверены, что враги советской власти хлеб прячут, и надо всего лишь его у них отнять, и тех, кто понимал, что отнимать хлеб придется в основном не у кулаков, а у крестьян, но были к этому морально готовы – как к временной мере ради «торжества светлого будущего».

Если воспринимать только «надводную часть» официальных публикаций (например, принятого в первом чтении законопроекта о лицензировании УК) и заявлений, то чётко видна первая позиция. «Счета выросли более чем на 50%. Это абсолютно недопустимо. Это стало практикой управляющих компаний – «перевесить» оплату собственных обязанностей на потребителей, проживающих в доме. Это говорит о неэффективности их работы. Принято решение, что управляющие компании без лицензии не смогут осуществлять свою деятельность. Лицензирование начнётся уже в этом году, а со следующего компании, не имеющие такого документа, вообще не будут работать», - заявил президент РФ во время своей очередной «прямой» линии.

То есть, согласно этому варианту происходящего, УК – такие организации, которые в принципе способны работать лучше и дешевле, но из-за присущей им жадности и отсутствия «дихлофоса» (то есть лицензирования) присваивающие себе деньги потребителей. И бороться с их косностью и корыстолюбием надо опять же привычным российско-коммунистическим методом: взять за ноги, потрясти, и если вывалится что-то утаённое, то показательно выпороть – дабы другим неповадно было.

С другой стороны, если внимательно приглядеться, то можно разглядеть в идее лицензирования довольно прагматичную и весьма доходную затею: получить в нужные (государственные) руки серьёзный инструмент передела рынка ЖКХ. Идея, мало изменившаяся со времен «первой приватизации»: раздать лакомые куски в подходящие руки (можно добавить – и за соответствующее вознаграждение, но я снова убоюсь кривотолков и дурного понимания) и ждать, когда рассаженные по-новому куры начнут нести золотые яйца.

 

Философско-коммунальный камень

Давайте рассмотрим результаты, к которым могут привести рынок ЖКХ оба этих взгляда на «суть лицензирования» в Самаре (да и в области тоже). Начнем с «учёта и контроля» для «изъятия излишков».

Уж не знаю, как в других регионах, а в столице нашей доблестной губернии почти все УК имеют «отличительный признак» – огромную задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. Энергетики не первый год говорят о миллиардах, газовики недавно говорили о миллиардах же, «канализационщики» (СКС) буквально несколько дней назад тоже озвучили цифру «почти миллиард» (900 млн руб.) – и это всё долги. В публикуемых периодически этими организациями «черных списках» – всё те же названия крупнейших (наряду со средними и мелкими) управляющих компаний.

Так что «это есть факт, мистер Дюк»: самарские УК практически банкроты (а кое-кто, например приснопамятный «ПТС-Сервис», уже открыто и официально добивается в судах этого статуса). Можно долго спорить о том, что «на самом деле этот бизнес очень прибыльный, иначе бы они так за него не держались». Но пользы от этого никакой – личный карман, в котором может лежать «утаенная прибыль», трясти можно только по решению суда, и такой нехитрой процедурой, как выдача или отъем лицензии, тут не обойтись. Официально же лицензирующий орган должен будет выбирать между тощей коровой и еще более тощей коровой. Сами понимаете, говорить в таких условиях о том, что что-то серьёзно изменится к лучшему от того, что фирма получит (или не получит) разноцветный документ, который повесит на стену в рамочку, не приходится.

 

Кто выживет в жилищных войнах?

Теперь рассмотрим вариант «всё взять и поделить в пользу своих». Причем оба способа его реализации:

- ради всеобщего процветания, чтобы на место «нетянущих и неимущих», у которых отняли лицензию, пришли «могущие и делающие»;

- ради выгоды отдельных субъектов-чиновников и субъектов-предпринимателей, когда лицензию отбирают у «чужих» ради «своих».

В первом случае – см. выше. Если одна дышащая на ладан, в долгу у всех организация очистит «сегмент рынка», то на её место тут же должна прийти иная – ЖКХ не такой вид деятельности, где можно «подождать» месяц, недельку, а порой даже и день. И кто займёт это место? Другая дышащая на тот же ладан организация. Потому что других попросту нет – «не мы такие, жизнь такая».

Во втором случае надо понимать, что «это только так считается», что самарские (и губернские) УК – независимые коммерческие организации. Во-первых, «родовой пуповиной» (кадрами, имуществом, ежедневным взаимодействием) они связаны с органами МСУ, и как были многие из них раньше МУПами и ЖЭКами, так, по сути, во многом и остаются. А во-вторых, их «курирует» крупный бизнес (потому что мелкий просто не потянет). В Самаре, например, ситуация вообще уникальная (хотя, как я уже оговорился, мне неизвестно в подробностях, как «идут дела» в других регионах), в ней и мэрия, и большинство УК «аффилированы» «Волгапромгазу» (и связанным с ним структурам).

И если вдруг лицензирующие органы попадут под «негласный контроль» этих структур, то просто воцарятся всеобщие «мир-дружба-жвачка». А «если не попадут» (или попадут под конкурентов), то могут начаться такие «коммунальные войны» за «черный передел», что все мы, простые «потребители услуг», на своей шее почувствуем всю значимость процедуры государственного лицензирования.

Но во всех этих вариантах всё-таки не видно пока той светлой цели, из-за которой вроде бы всё и затевается – улучшения качества услуг и уменьшение их цены…

Дмитрий Копалиани