Каждый год весна приносит в Самару грачей, лужи и ямочный ремонт. Последний, как всегда – надрывная и по большому счету тщетная попытка привести дороги областной столицы в «божеский вид». Но в этом году, похоже, «весеннее обострение человека за баранкой» на самарских улицах бьет по особо чувствительным местам мэрской репутации.

 

Неправильный бутерброд

Есть словосочетания, которые вызывают зубовный скрежет и вводят в состояние агрессии исключительно специфические группы населения. Например, моряки способны даже ударить, если им сказать, что они по морю «плавают», а не «ходят». Почти так же реагируют актеры, когда узнают, что в театре они «работают», а не «служат». Ну а словосочетание «ямочный ремонт» повергает в злобу абсолютное большинство российских автомобилистов.

Причем, как обычно, ситуация существует в двух измерениях: «чисто в теории» (варианты: «как у людей» или «в приличных странах») и «как в России». Сам по себе «ямочный ремонт» не хорош и не плох, как, например, «сосновый лес» или «кедровая шишка». Он существует даже в Германии («я-я, натюрлих!»), потому что идея не сносить ради нескольких «точечных» ям здоровенный кусок дороги «под корень» и класть заново, а просто аккуратно отремонтировать «именно эти дырки» – идея здравая, и никакой крамолы в ней нет. Как уверяла меня одна знакомая москвичка, пожившая в Германии, «в Мюнхене тоже есть ямы на дорогах!».

Вот тут-то и «вступает в игру» другое словосочетание – «как в России», или одна из наиболее острых и удручающих нас ежегодно форм «как в Самаре». Потому что вторая часть фразы моей знакомой москвички – «но там (в Мюнхене) их быстро заделывают частные фирмы». И беглый марафон по специализированным сайтам частных фирм (даже не немецких!), занимающихся поставкой смесей и инструментов для дорожного строительства и ремонта, подтверждает – при соблюдении всех необходимых требований качественный ямочный ремонт дает практически такую же гарантию, как и строительство новой дороги. Потому что (тут уже прямо процитирую) «качество такого ремонта напрямую зависит от соблюдения его технологии, которая, кстати, принципиально не отличается от той, что применяется при дорожном строительстве».

В общем, получается так, как нам уже известно с детства – «неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!».

 

Ямочная треть

И действительность «хмурой весны в Самаре–2014» снова и снова подтверждает эти, вроде бы, и не сильно хитрые истины. Причем даже по методу «от противного»: плохо отремонтированная «якобы капитально» прошлым летом улица Олимпийская «вылезает» из-под снега покрытой теми самыми «ямками», как оспинами на больном теле – густо. Фото, видео и комментарии возмущенных автолюбителей полнят Интернет, а особо «вредные» напоминают, что подрядчик по условиям контракта давал 5-летнюю гарантию.

Да что там одна улица – перечислять каждую терпения не хватит. Сами самарские чиновники заявили, что в ямочном ремонте нуждаются 120 самарских улиц (язвительные «каментаторы» реагируют мгновенно: «А сколько улиц в Самаре? 121?»). Правда, через неделю-другую уже бодренько рапортуют, что «ремонт выполнен на треть». Но радостный пафос и головокружение от успехов длятся недолго: тут же выясняется, что часть отремонтированного уже снова нуждается в ремонте. А слова руководителя департамента благоустройства и экологии Ивана Филаретова о том, что днем работают 8 бригад, по ночам 12, сталкиваются с суровой арифметикой. Ибо 13 марта губернские СМИ сообщают о том, что с «конца февраля», то бишь за две недели, из 120 улиц отремонтировано всего 25. Это сколько же времени 20 бригад делали по улице, и когда они вообще с такой скоростью закончат? Последние цифры (от 17 марта) – отремонтировано 30%. То есть, примерно 40 улиц. В общем, такими темпами безобразие по имени «ямочный ремонт» явно растянется приблизительно до начала мая…

И если к ежевесенним жалобам и ворчанию простых автолюбителей самарская мэрия уже как-то привыкла (еще Георгий Лиманский вывел блестящую формулу: «Снег растает, грязь высохнет, а Самара как была красивейшим городом на Земле, так и останется»), то в нынешнем году, как на грех, «биться» на наших ямках стали и люди, к мнению которых не прислушиваться уже себе дороже. Факт пробития двух колес служебного «ауди» вице-губернатора Александра Нефедова уже официально подтвердил заместитель Филаретова Игорь Рудаков. А посетивший наш город с визитом «боксер и депутат» Николай Валуев «резанул правду-мать» со свойственным ему прямолинейно-тяжеловесным имиджем: думал-де до сих пор, что самые плохие дороги в Чите, а оказалось, что в Самаре.

 

Весна против рейтинга

И самое, похоже, печальное для Дмитрия Азарова во всем этом то, что именно сейчас «дыры на имидже» ему очень вредны. Посмотрите на его активность (Засекин.Ру уже отмечал это) с начала года – едва ли не каждую неделю мэр Самары выступает с жесткими инициативами (типа «миллион за сосульки!»), устраивает публичные разносы подчиненных, мечет громы и молнии в управляющие компании, разработчиков ПЗЗ, тех же самых нерадивых дорожников, которые вырезают «ямку», а смесь в нее заливают через день, а то и неделю. И т.д., и т.п.

Иными словами, Азаров активно «светится», и есть даже результаты: в медиа-рейтинге глав региональных центров ПФО он занял почетное второе место, «пропустив вперед» лишь мэра Казани Ильсура Метшина. Думаю, можно вполне резонно предположить, что, «прозондировав» в том числе и на федеральном уровне перспективы своего будущего «в свете» затеваемой глобальной реформы МСУ, глава Самары «получил посыл» – «активность движений» может ему существенно в чем-то помочь (трудно пока сказать конкретно, в чем именно).

Но в таком случае «ямки на репутации» сейчас должны восприниматься Азаровым особенно болезненно…

 

Дмитрий Копалиани