Самарские Нью-Васюки, затраты на которые не снились даже такому смелому фантазёру, как Остап Бендер, всерьёз будут рассматриваться жителями Васюков реальных, то есть Самары. Сегодня в 18.00 в Центре учащихся МТЛ состоятся публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории бывшего Завода имени Масленникова. Концепция застройки этой площадки «Ривер-парк «Времена года» выполнена итальянскими архитекторами из Vittorio Grassi Architetto and Partners. Инвестиции в проект должны составить около 40 миллиардов рублей. Его реализацию могут начать через два года, а закончить лишь к 2026-ому или вовсе к 2031-ому году. Сергей Малахов отмечает, что этот коммерчески ориентированный проект не предполагает бережного, гуманного отношения к среде.

Сергей Малахов, профессор СГАСУ, кандидат архитектурных наук, член Союза архитекторов России:

- На территории Самары на сегодняшний день не реализуется ни одного проекта, выполненного в соответствии с современными европейскими, мировыми трендами. В основном, реализуются проекты, включая большие комплексные проекты, ориентированные на такие полупровинциальные критерии девелоперов, лоббистов и крупных строительных компаний, которые осваивают местное пространство. Они решают, в основном, коммерческие задачи. На их взгляд, эти коммерческие задачи решаются более успешно, если проект предполагает строительство таких вот комплексов с башнями и застройкой высокой плотности. Такие проекты сейчас продавливаются и в старом городе.

В силу того, что мы были в определённом контакте, я предупреждал организаторов конкурса на лучшую концепцию застройки Завода имени Масленникова, что этот проект, как и любой другой, относящийся к застройке на исключительно важных для города территориях, как и проект «Ленгипрогора», должен, конечно же, получить вначале серьёзное градостроительное обоснование. Для этого нужно было провести предпроектные исследования, касающиеся общих инфраструктурных взаимосвязей этой площадки с Ново-Садовой, с набережной, с Луначарского, со всей транспортной инфраструктурой, с размещением общественных транспортных узлов на этой площадке и вокруг неё. Думаю, что этого не было сделано или это было сделано по наитию.

Я читал программу, и, естественно, не стал бы участвовать в этом конкурсе, поскольку эта программа ориентирована на максимальное выжимание прибыли.

Я не вижу ничего фантастического в башне высотой двести пять метров, предусмотренной проектом. Башня может быть любой высоты. Сейчас уже строят и восьмисотметровые небоскрёбы. Конечно, это связано с применением новейших строительных технологий. У нас в Самаре башен высотой двести пять метров ещё пока не строили. Наверное, будут привлечены специалисты иногородних, а может быть, и иностранных компаний.

Но дело-то не в этом. Дело в том, чтобы городу не был нанесён ущерб. А этот ущерб просматривается, поскольку проекты такого рода не проходят предварительного градостроительного обоснования. Вот в чём проблема.

Что же касается вкусовых, пластических, композиционных, культурных, культурологических характеристик, - тут мы отстали настолько, что говорить даже не приходится. Сейчас под брендом различных, в том числе и иностранных компаний, приходят середняки и компании, которые подбираются в соответствии со вкусом и интересами девелоперов. Поэтому всерьёз говорить о том, что здесь будет реализован интересный для города передовой проект, я бы не стал. Картинка, которую я видел в газете, меня не убедила.

Повторюсь, не в небоскрёбе проблема. Я считаю, что для архитектуры главное - это среда. И я не вижу комплексного, гуманного отношения к среде ни в одном из последних самарских крупных проектов. Это вопрос сложный, и его нужно выносить на дискуссию.

Не знаю, чему будет посвящено обсуждение на сегодняшних публичных слушаниях, поскольку эта территория разрушена. Там на сегодняшний день пустырь. Единственная проблема, которая остаётся для общественности, - это отсутствие или присутствие общественных территорий в проекте. Будет ли связываться набережная четвёртой очереди, допустим, с Загородным парком? Каким образом? Ведь на этом месте уже построен храм. Будет ли проведена дорога, которая соединит Волжский проспект со спуском Шмидта? Как это будет реализовано в комплексе с застройкой в Постниковом овраге? Как будет развиваться транспортная программа всего этого узла - уже перегруженной Ново-Садовой, будущей станции метрополитена, выходящей у клуба «Звезда», проспекта Масленникова, пересечения Ново-Садовой с улицей Соколова? Сложнейший узел. Вот это всё надо было рассматривать до объявления технического задания конкурса. Я думаю, что этого всего не происходило, поэтому, наверное, людей вовлекут в дискуссию по поводу решений внутри площадки. Насколько это будет интересно для жителей, я не знаю. Мне безынтересно. В целом проект, может быть, и престижный для города, но, по-моему, довольно бестолковый.