Господни пути неисповедимы. «Рысачку», лично опробованному и одобренному Владимиром Путиным на площадке РКЦ «Прогресс» во время рабочей поездки в Самару, отказали в государственной поддержке. Оказывается, что гораздо целесообразнее вложить сейчас бюджетные деньги в реализацию австрийско-российского проекта лёгких многоцелевых самолётов Diamond Aircraft. Сергей Сидоров уверен, что для «Прогресса» это потеря незначительна.

Сергей Сидоров, президент Самарского областного инновационно-образовательного общественного фонда «Знание»:

- «Рысачок» - это не основной вид продукции «Прогресса». «Рысачок» - это что-то вроде хобби «Прогресса». Не думаю, что потеря заказа нанесёт сколь-нибудь серьёзный ущерб предприятию. Сейчас у них достаточно большое количество заказов, на пять лет вперёд, как сказали недавно по телевизору. Еле справляются.

Меня больше волнует «Авиакор». Сорвался, как я понимаю, проект самарского авиационного завода с украинским ГП «Антонов» по производству Ан-140, а запланированное производство регионального самолёта Ил-114 не состоялось из-за того, что было бы, по оценке министерства промышленности и торговли, нерентабельно. И теперь получается так, что у «Авиакора» и планов-то никаких нет. Ещё недавно озвучивались амбициозные планы по производству десяти и двадцати самолётов, а сейчас они даже не знают, что выпускать будут. Вот это серьёзно. В сравнении с этим отказ финансирования создания серийного производства «Рысачка» на «Прогрессе» - это ничего страшного.

- На первом этапе, точные временные рамки которого пока не определены, сборка самолётов DiamondAircraft и двигателей для них будет осуществляться в Австрии...

- Да, вот тут непонятно, как это они намереваются сначала наладить полное производство в Австрии, а потом перетянуть его сюда. Это вряд ли. Наладить производство самолётов - это очень сложно, очень проблематично. И, наладив его, они, скорее всего, оставят его за рубежом.

По поводу ориентации на отечественное производство нужно заметить следующее. У самарского авиационного завода, например, есть своя история, которую почему-то люди забывают. Завод во время войны, когда его сюда эвакуировали, работал под открытым небом и выпускал в то время новейшие самолёты - Илы, которые были нужны, как воздух, фронту. Есть правильное мнение, что, когда встаёт необходимость, тогда сразу изыскивается возможность выпускать самолёты и без Австрии, и без всего. И разработают в кратчайшие сроки, и производство наладят.

- Чтобы «Авиакор» хорошо работал, нужна мировая война?

- Да. Не зря же есть такая мудрость - кому война, а кому мать родна. Для оборонной промышленности, безусловно, нужна война. Эта промышленность работает на войну. Если будет война, конечно, не дай бог, то, я думаю, изыщут сразу возможности, найдут сразу подход другой. Сейчас подход такой... Больше коммерческий: выгодно - не выгодно, нужно - не нужно. Во время Великой Отечественной войны построили новый завод на ровном месте, разработали в кратчайшие сроки новую модель и в кратчайшие же сроки наладили выпуск. К концу войны эти самолёты выпускали сотнями. Помните знаменитую телеграмму Сталина? «Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух зпт как хлеб тчк. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую зпт чтобы выпускали побольше ИЛов тчк Предупреждаю последний раз тчк». В этом случае, конечно, всё будет выпускаться, но такой ситуации пока ещё нет.