Владимир Путин подписал закон, запрещающий употребление мата на телевидении, в кино, литературе и СМИ. Нецензурную лексику запрещено использовать при публичном исполнении произведений культуры, книги и диски с матом должны теперь продаваться запечатанными, с соответствующей надписью. Фильмам с нецензурной лексикой запрещено выдавать прокатное удостоверение. Михаил Куперберг считает, что нельзя лишать произведения искусства такого средства выразительности, а запрет на мат возвращает нас в советские времена.

Михаил Куперберг, президент киноклуба «Ракурс»:

- Я никогда сам матом не пользуюсь, но от этой новости хочется выругаться. С какой-то стороны, мат – это наше всё, потому что в российской действительности без него трудно существовать. В любом художественном произведении мат – это средство речевой и психологической выразительности, необходимое для характеристики персонажа. И убрать это средство из уст персонажа – значит потерять что-то в его образе. В советские времена умели обходиться без мата, существовал «эзопов язык». Мы тогда не слышали мата с экранов телевизора, этого не было в кино или литературе. И сейчас мы стремительно возвращаемся в советские времена.

В последние 20 лет, понятно, язык искусства изменился. Если почитать Пелевина или Сорокина, они без этого не обходятся. В кинематографе тоже было много снято, яркий пример – «Сказка про темноту» Николая Хомерики, где все персонажи, в том числе и маленький мальчик, употребляют нецензурные слова так эффектно. И это необходимо этой картине. У каждого произведения есть свой язык. И где-то невозможно обойтись без этого красноречивого средства.

Я бы остановился на возрастных ограничениях, не более того. В фильмах «16+», «18+» это использовать можно. Если говорить о литературе, то пусть она продаётся с пометкой об использовании нецензурной брани. Другое дело - запрет на исполнение этой литературы на сцене, в спектаклях, на концертах. Там тоже можно было бы ввести ограничения по возрасту. Если эти выражения используются артистично, по делу, то пусть они будут.

- Как запрет отразится на киноиндустрии?

- В прошлом году вышел фильм «Комбинат “Надежда”» Натальи Мещаниновой, это фильм о Норильске. В России он вообще не выходил, но был представлен в Голландии на Роттердамском кинофестивале и его показали в самом Норильске, где фильм приняли в штыки. И режиссёр в одном из интервью рассказала, что изначально делали два варианта картины: с использованием мата и без использования.

- Соответственно, будут делать прокатный и непрокатный варианты?

- Я не знаю, есть ли у этой картины прокатное удостоверение, потому что она до сих пор не вышла в прокат. Но такой вариант возможен в свете этого закона. Режиссёрам остаётся использовать «эзопов язык».