В Алексеевском районе Самары от голода погибло 100 голов крупного рогатого скота. Ферма, расположенная в посёлке Сухая Ветлянка, находилась в аренде у ООО «Ганза». На фотографиях с места события видно, что трупы замученных животных лежат по всей территории посёлка. В свою очередь депутаты Самарской Губернской Думы на сегодняшнем заседании заявили, что направят в областную прокуратуру обращение с требованием проверить факты жестокого обращения с животными. Сергей Симак не исключает, что собственника фермы могут привлечь к уголовной ответственности за гибель поголовья коров, а чиновников министерства сельского хозяйства к дисциплинарной.
Сергей Симак, член Общественной палаты РФ и Общественной палаты Самарской области:
- Массовая гибель коров – это определённо ущерб, нанесённый в особо крупных размерах, что является поводом для возбуждения уголовного дела. А статья «Жестокое обращение с животными», к сожалению, не пройдёт, потому что её квалифицирующим признаком являются вовсе не животные, а морально-нравственные чувства людей, главным образом, если всё это происходило на глазах детей. Эта статья хоть и называется «Жестокое обращение с животными» защищает вовсе не животных.
- А какие возможны санкции?
- В зависимости от расчёта ущерба. Предполагаю, что в том числе будут и административные санкции, поскольку поголовье находилось в областной собственности.
- Кто должен был контролировать ситуацию?
- От имени Самарской области функции собственника и контроля должно выполнять министерство имущественных отношений. Так как это сельскохозяйственные животные, то надзорные и контрольные функции должно было исполнять министерство сельского хозяйства. Наверняка оно передало этой компании коров в рамках специальной и утверждённой программы. Почему ни то ни другое ведомство ничего не сделали – к ним серьёзный вопрос. Думаю, что виновных чиновников можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
- В Самарской области есть какая-то организация, занимающаяся защитой животных?
- У нас вообще нет общества защиты животных. Есть зоозащитные организации. Они делятся на две группы: те, кто защищает безнадзорных животных, в первую очередь кошек и собак, и те, кто занимается дикими животными. А тех, кто занимается правами сельскохозяйственных животных, у нас нет. Это не очень традиционная для России форма защиты. Есть концепция защиты прав животных, которую разрабатывает Владимир Борейко, директор Киевского эколого-правового центра. Они исходят из прав любого живого существа, но в этой концепции много спорных моментов.