Двухмиллиардный долг «Крыльев Советов» перед «Новикомбанком», образовавшийся в результате спонсорского шефства над клубом ГК «Ростех», должен быть закрыт в «обмен» на  участок и здание Дома промышленности, являющегося объектом культурного наследия. Однако из-за непредвиденных сложностей с гаражами ОАО «Самаранефтегаз» сделка по передаче памятника конструктивизма приостановлена. Виталий Стадников пояснил, что согласно действующему законодательству в Доме Промышленности возможна только реставрация, реконструкция же недопустима.

Виталий Стадников, экс-главный архитектор Самары, советник мэра Самары по градостроительной политике:

- Реконструкция как действие неприменима к памятникам архитектуры, к объектам культурного наследия. Это противоречит федеральному закону об охране памятников архитектуры. Поэтому в Доме промышленности может быть произведена только реставрация и ремонт. Что касается фасада, то, наверняка, есть паспорт здания, в котором упоминается об охране сооружений фасада. Но у меня имеются огромные сомнения, что фасад возможно сохранить в первозданном виде, если разбирать несущие конструкции и перекрытия. Факт в том, что здание, насколько я помню, с кирпичными стенами, а не каркасными. В связи с этим весьма сомнительно, что там можно как-то кардинально изменить планировочную функцию и заменить перекрытия, не разбирая стен.

- Проект реставрации должен обсуждаться с общественностью?

- Понимаете, когда речь шла о проекте планировки Хлебной  площади, то, с формальной точки зрения, есть предмет для оспаривания позиции министерства строительства. То есть сомнения в том, что изначально не была заложена процедура публичного обсуждения. Что касается памятника архитектуры, то понятийно, да, учитывая, что Дом Промышленности – один из символов города и находится на главной улице, от него серьёзно зависит восприятие общей среды нашего города, конечно, надо проводить обсуждение. Но с формальной точки зрения, это обсуждение может и не проводится. Нормы градостроительного кодекса либо федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия» не обязывают к этому. Эти документы предполагают проведение историко-культурной экспертизы, и ряд действий по реставрации зданий и сооружений. Другое дело, что в жизни эти нормы никогда не соблюдаются, и поэтому своего рода ручные рычаги воздействия на ситуацию необходимы. Но в них должна возникнуть потребность. Ведь если ни профессиональное сообщество, ни горожане не артикулируют эту проблему, то и обсуждать с ними её никто не будет. Вот и вся история.