Ряд ветеранов Тольятти выступили против установки в городе памятника Александру Солженицыну. Соответствующую онлайн-петицию, адресованную губернатору Николаю Меркушкину, мэру Тольятти Сергею Андрееву, а также председателю тольяттинской Думы Дмитрию Микелю активисты левого общественного движения «Суть времени» разместили в сети Интернет.  Петиция уже набрала 577 голосов из необходимых 1000. Депутат Самарской Губернской Думы, доктор исторических наук Михаил Матвеев, знавший Александра Солженицына и его семью, полагает, что весьма странно обвинять Солженицына в развале Советского Союза.

- Лично я отношусь к Александру Солженицыну с уважением. Я понимаю, это сложная, драматическая и во многом противоречивая фигура. Считаю, что решение об установке памятника не должно продавливаться любой ценой. Важно выяснить насколько позиция людей, которые выступают против памятника, обоснована и с чем она связана. Зачастую бывает так, что чья-то позиция является просто частью партийной или политической программы. Мои коллеги по фракции КПРФ не разделяют моего уважительного отношения к Солженицыну. Я прекрасно понимаю, что для коммунистов эта фигура неприемлема. Поэтому сознательно раздражать людей пожилого возраста, которые сформировались в советские годы и у которых отношение к Солженицыну связано с книжкой Яковлева «ЦРУ против СССР», наверное, неправильно. Для того чтобы разобраться в фигуре Солженицына необходимо знать, как происходили события.

По большому счёту людей, которые бы глубоко разбирались в его биографии и его позициях, не так много. Для меня очевидным является факт, который касается не только Александра Солженицына, но и любого человека, кто привлекает к себе серьёзное общественное внимание и оказывает влияние на общественное мнение, например, любого политика. Часть его поступков ему не принадлежит. Различные стороны, в том числе и какие-то враги России, могут использовать твои действия и высказывания для решения своих задач. Я был с Солженицыным знаком лично и имел возможность составить мнение о нём не по книгам и рассказам, а в результате личного общения на протяжении 13 лет. Кроме того, я читал многие его работы помимо Архипелага ГУЛАГа, который является главным камнем преткновения. Скажу, что его фигура куда масштабнее, чем просто некий обличитель сталинизма и коммунизма.

Фигура Солженицына раздражала очень многих на протяжении всей его жизни. Когда он находился в СССР и опубликовал свои литературные произведения, то в дальнейшем он мог бы спокойно жить и писать, скажем, деревенскую прозу, но вошёл в конфликт с ЦК КПСС и постоянно их «троллил» путём различных открытых писем. И если почитать эти тексты, то они весьма справедливы. Его знаменитое письмо «Жить не по лжи» не утратило своей актуальности до сих пор. При этом, когда он был выслан из СССР и оказался на Западе, то неожиданно начал Запад яро критиковать. К нему очень насторожено относились в США, потому что выяснилось, что к ним приехал не просто диссидент, который будет поливать грязью Россию, а русский националист. Более того, имперского склада, который критикует западную мораль, противопоставляя ей традиционные русские православные ценности. То есть он оказался фигурой во многом неприятной для Запада.

Когда Солженицын вернулся в СССР и его здесь триумфально встречали, то опять же демократическая власть во главе с Ельциным рассчитывала на то, что он благословит её правление, поскольку они находятся по одну сторону баррикад. Но неожиданно Ельцин и весь политический режим новой России получил крайне неприятного товарища, который поднимал вопросы разрушения страны, развала её благосостояния, историю миллионов русских, оставшихся за пределами России, критиковал руководство страны за Чечню, в общем,  оказался весьма неблагодарным. В частности, Солженицын отказался принять орден из рук Ельцина со словами, что от преступной власти он награду принять не может.

Неудивительно, что его фигура вызывает до сих пор такое количество споров. Он говорил то, что думает вне зависимости от режима или страны, где он находился. Такие люди всегда неудобны. И поэтому их невозможно оценивать с позиции одного периода жизни, нужно смотреть биографию целиком и понимать, почему человек так себя вёл и так высказывался. Я думаю, что большинство людей, которые прямолинейно высказываются о фигуре Солженицына, в основном обличают не его самого, а те явления, с которыми это имя у них ассоциируется. Если часть людей считает, что одному человеку по силам развалить Советский союз – это весьма странно. Видимо отчасти эти споры упирается в спор не о Солженицыне, а о сталинском периоде и сталинских репрессиях. Отчасти этот спор исторический, а отчасти политический. В итоге такие люди начинают критиковать уже не Сталина, а  Путина и современный строй. Все это превращается в очень сложный клубок, который люди, в силу своей заряженности на результат, разрешают очень просто – говорят, что, мол, он просто предатель, развалил Советский Союз. Точно также они считают, что революцию сделал один Ленин.

Необходимо понимать, что наше общество полярно смотрит на многие вещи. У нас не монолитная страна, не монолитный народ и идеология. Моя позиция такая: все различные группы, за исключением совсем маргинальных и карликовых, имеют право на свои символы, памятники, улицы. И когда одна из частей общества пытается монополизировать право на то, чтобы всё жизненное пространство вокруг принадлежало ей, это неправильно. Это как с историей установки памятника митрополиту Иоанну Снычёву в Самаре. Группа либерально-маргинальных людей, представляющих карликовый слой общества, решает, какому памятнику в городе быть, а какому нет.

Видимо, помимо тех людей, которые не хотят иметь памятник Солженицыну, можно найти большое количество людей, которые не хотят иметь памятник Ленину. Помимо людей, которые считают, что в городе не должны появляться улицы, неприятные коммунистам, есть и те которым не нравятся фамилии всех этих Венцеков, Галактионовых, Куйбышевых и прочих Дыбенко.

Российская история, особенно 20 века, очень драматична. В ней не существует людей, которые состоят исключительно из яркого белого света, облаченные в кристально чистые одежды. И, безусловно, Солженицын тоже не относится к таким личностям. У него достаточно много было в жизни ошибок, но вряд ли его можно относить к людям, которые сознательно разрушали СССР.

Быть памятнику Александру Солженицыну или нет, должны решить сами тольяттинцы.