О реформе местного самоуправления, которую апробируют на Самарской области, корреспондент ИА «Засекин» поговорил с гендиректором Совета по национальной стратегии, политологом Валерием Хомяковым.

- Я понимаю, что господин Меркушкин человек знающий, но у меня нет официальной информации о том, что подобного рода реформа будет где-то принята на вооружение. Работают комиссии, которые пытаются выбрать оптимальный вариант управления и легитимности органов власти на городском уровне. Но пока все склоняется к тому, что мэры городов всё-таки будут избираться. Желание губернатора и федеральных руководителей взять и продолжить государственную власть до уровня населённых пунктов и городов мне понятно. Я не исключаю, что в Самаре могут это попробовать. Но, думаю, эффект будет абсолютно обратный. Как мне представляется,большой радости и наслаждения жители Самары и других крупных городов от «назначенчества» и от того, что у них фактически отбирают право избирать свою городскую власть, испытывать не будут. Хотя Меркушкин, вобщем-то,находится не на самом плохом счету, но в целом самарская элита не в восторге оттого, что пришёл выходец из Саранска, который может выражать своё неудовольствие не только публично, но и аппаратными способами. В Самареесть достаточно серьёзный слой бизнес-и политической элиты. Поэтому пока мне такие пилотные проекты верится с трудом.

Думаю, что всё-таки от этого проекта откажутся, пойдя по другому пути. А именно мэры городов будут избираться,в то время как муниципальныеобразования на сельском уровне – укрупняться, поскольку там это действительно нужно. Возьмём какой-нибудь районный центр или  небольшой населённый пункт. Есть район и избираемая власть этого района. А есть глава небольшого районного центра. Именно их и будут объединять. Соответственно будет один человек, которого избрал одновременно и район и районный центр. Тоже самое произойдёт и с районным советом или районной Думой.Это я знаю точно, а всё остальное – из области фантастики.

Думаю, даже если его этот пилотный проект запустят, тоэффект от него будет отрицательным. Сейчас, на примере того же Екатеринбурга или других городов, где существует двуглавая исполнительная власть  видно, что есть избранный мэр, как тот же Ройзман, облеченный доверием избирателей.  Но, с другой стороны, у него нет особых прав, он даже дополнительную штатную единицу не может себе «выбить». Всё решает сити-менеджер и команда, которая, в общем-то, никем не избиралась. Поэтому до сих пор идут споры о том, чтобы убрать должность сити-менеджера и не плодить двуглавую исполнительную власть на городском уровне.

-Почему для реализации реформы выбрали именно Самарскую область?

-Я бы такой эксперимент, если бы он действительно потребовался, провёл не на Самарской области. Надо было взять менее влиятельный субъект Федерации: Рязанскую область или Владимирскую, где нет конфликтующих между собой городов какСамара и Тольятти. Конфликты между местной властью и бизнесом там были всегда, существуют они и сейчас. Поэтому проводить здесь такой эксперимент было бы не совсем верно.А на уровне Рязанской области или Тамбовской, можно было вполне, хотя тоже, не совсем оправдано.