Премьер-министр правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что региональные и муниципальные СМИ должны переходить в частные руки. Столь смелое заявление, откровенно противоречащее реальной ситуации на местах, отечественный модернизатор сделал вчера на церемонии вручения премий федерального правительства в области СМИ за 2013 год. При этом в 2014 году затраты на информационное обслуживание органов исполнительной власти Самарской области, несмотря на консервативный вариант бюджета, останутся фактически на прошлогоднем уровне.

Заявление премьер-министра прокомментировал руководитель медиахолдинга «Самарские судьбы», член Общественной палаты Самарской области Виталий Добрусин.

- Дмитрий Медведев не является первооткрывателем. Он время от времени этот вопрос поднимает. Но, на мой взгляд, это делается для того, чтобы просто сотрясать воздух. На эту тему более жестко, конкретно и неоднократно высказывался губернатор Самарской области. Причем Николай Иванович называл точные цифры, и они гораздо больше, чем 170 миллионов. Он говорил, о том, что договоры об информационном сотрудничестве, тендеры и котировки ставят СМИ в большую зависимость от региональных и муниципальных властей. С этим надо кончать. Насколько я знаю, уже в 2014 году произошло достаточно серьёзное секвестирование средств на информационные договоры. И многие средства массовой информации, которые были связаны с властными структурами в течение долгого времени, на этот год получили значительно меньше. Я это знаю точно. Кроме того, чтобы эта тема не была риторической и разговором ни о чем, надо понимать, что есть большое количество средств массовой информации, которые являются либо государственными либо муниципальными, и, соответственно, существуют на бюджетные деньги. Таких средств массовой информации в Самарской области достаточно. Поэтому заявление Медведева совершенно некорректно. Мы призываем к тому, чтобы закрыть все государственные СМИ? Прекратить финансирование всех государственных СМИ, которые выполняют, прежде всего, социальную задачу?

- Они скорее выполняют пропагандистскую задачу.

- Они выполняют социальную задачу, потому что если вы сравните большинство коммерческих и государственных СМИ, то очень многие социальные темы есть только в государственных. Я говорю об этом совершенно спокойно, поскольку представляю частное СМИ и, одновременно,  много лет работал в государственном. И я чётко знаю, какие задачи перед ним ставятся. Поэтому это очень непростой вопрос, провокативный. Он фактически призывает  рассмотреть вопрос о существовании государственных СМИ. Они существуют в том или ином виде во всём мире. В России исторически сложилось, что,  начиная с 1991 года, государственных СМИ осталось совсем немного, а потом они всё более и более серьёзно начали захватывать рынок средств массовой информации. Сегодня фактически основную часть телевизионных СМИ, я имею в виду по покрытию страны, составляют именно государственные средства массовой информации. Во многом рынок печатных СМИ, особенно в регионах, связан с государственными, региональными и муниципальными властными структурами. И только интернет-СМИ ещё могут серьёзно и достойно конкурировать с  государственными интернет-СМИ. Поэтому вопрос достаточно сложный. Речь не идёт о том, что какое-то СМИ получает средства за то, что правильно освещает деятельность губернатора и мэра города.

- Так именно за это они и получают деньги.

- Дело в том, что если проанализировать полностью весь спектр информации и материалов, которые дают связанные с грантами телекомпании, газеты, журнал или интернет-СМИ, то выяснится, что там достаточно большая часть материалов имеет социальное значение. Не всё так просто. Заявление Медведева, я абсолютно уверен, ни к чему не приведёт. Я с симпатией отношусь к этому человеку, но абсолютное большинство его заявлений ни к чему не приводит. Большинство региональных руководителей не отдадут СМИ, потому что видят в этом основу своего существования. В этом плане я приветствую позицию Николая Ивановича Меркушкина, который достаточно жестко, начиная с 2014  года начал сокращение бюджетных средств на финансирование СМИ и заключения с ними  договоров.