Эту надпись я увидел в хостеле на Болотном острове в Москве. И я частично даже согласен. Русская культура, конечно же, отличается от европейской культуры, хотя и является её очень важной частью. Поэтому она так меня привлекает. И поэтому я посвятил половину своей жизни её изучению.

Но проблема в том, что эту фразу я прочитал в хостеле, обустроенном полностью в берлинском стиле. Хостел этот очень неформальный, даже грязноватый, разрисованный картинками, призывающими к общению и любви, к отказу от алкоголя... Не говорю о том, что москвичи позаимствовали стилистику, наоборот, мне кажется, это вполне подходящая среда для современной российской городской молодёжи. И вот именно на этих неаккуратно покрашенных стенах в стиле панк читаю сообщение, что русская культура во всех чертах отличается от европейской. Это мне, честно говоря, непонятно.

Мне было бы понятно читать подобное в российском пафосном ресторане, где средний европеец не в силе оплатить даже кружку пива. Мне было бы понятно это в связи с российским коллективизмом и европейским индивидуализмом. Мне понятно это в контексте философии Владимира Соловьёва, Ивана Ильина и Фёдора Достоевского. Я эти отличия воспринимаю и признаю. Но в связи с культурой хостелов я этого не понимаю. Потому что российские хостелы, по-моему, совершенно похожи на европейские. С тем только, возможно, исключением, что в наших не пишут, что европейская культура во всех чертах отличается от российской… Потому что у нас всё-таки так откровенно не лукавят.

И вот это, к сожалению, одна из черт, которой именно сегодня отличается Россия от Европы. Вот только тут мы имеем дело не с замечательной российской культурой, а с обычным бескультурьем. Оно не свойственно русскому искусству и русской литературе, но нынче в стране слишком многие этим серьёзно болеют. И это бескультурье я уважать не могу. Потому что оно рождает регресс страны и общества. Самое печальное, оно влияет на молодёжь, которой вбивают в мозги, что всё, что за границами России, - это совсем не то.

Мои самарские ровесники часто говорят мне о российской, даже русской духовности, подразумевая, что она «духовнее» европейской духовности. Или намекая на то, что в престарелой Европе духовности больше нет. Я наблюдаю эту российскую духовность очень внимательно именно в центре Самары, где вместо недуховных деревянных купеческих домиков растут очень духовные, стеклянные и бетонные многоэтажки. Безликие и бесстильные. Духовность также царит среди местных алкоголиков. Но особенно - в соцсетях. Попробуйте задать в сети ВКонтакте «активный поиск» человека женского пола в городе Москва. Духовностью можно захлебнуться…

Я согласен, что нечестно выбирать самые позорные проблемы России, но я прошу всех духовных людей, всех патриотов, чтобы они устремились сначала на борьбу с этим и не тыкали мне постоянно Кончитту Вурст, о существовании которой я узнал, между прочим, из российских сайтов. (Для меня Евровидение и без неё/него является достаточно пошлым.)

Я считаю, что духовность сохраняют и охраняют в основном творческие люди. В России они имеют очень особый статус – их одновременно называют пятой колонной, национал-предателями и иностранными агентами, но при этом их (иногда) награждают призами (в последнее время, например, Андрея Звягинцева). Это какая-то шизофрения, болезнь. К сожалению, одними из проявлений этой болезни являются упрямое нежелание лечиться и враждебное отношение к врачам.

Российская культура, действительно, удивительна и духовна. Но не во всех чертах. Она, действительно, отличается от европейской. И в хорошем, и в плохом. Но не во всех чертах. И уж точно не в самых принципиальных. Нам есть, что друг другу передать и чему друг от друга научиться. И это обязательно нужно делать. Но сейчас это, к сожалению, невозможно.

Сегодня наш диалог напоминает разговор с человеком, который упорно закрывает и затыкает себе уши. Договориться с ним нельзя. Он слышит только самого себя…

 

Иржи Бернкопф, гражданин Чешской Республики