Афиша

IX ШИРЯЕВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: представление продолжается

Событие: IX ШИРЯЕВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Когда: 12 августа - 27 сентября 2016 года
Где: Самарская область, село Ширяево, Самара

Ширяевская биеннале является старейшей в России международной акцией современного искусства. Проект учреждён в 1999 году Самарским региональным общественным благотворительным фондом «Центр Современного Искусства» и проходит в селе Ширяево и Самаре, традиционно включая в себя творческую лабораторию российских и зарубежных художников, а также специальную программу выставок и дискуссионных встреч. Центральное событие биеннале – «Номадическое Шоу» пройдет 27 августа.

Биеннале 2016 года впервые проводится Средневолжским филиалом Государственного центра современного искусства и меняет периодичность проведения с нечетного года на четный, расширяя географию участников. Также впервые по итогам «номадического шоу» пройдет «номадическая выставка «КЭШ»» в частных домах жителей Ширяево с 1 по 27 сентября.

ТЕМА 2016 ГОДА - «КЭШ»

Тема вскрывает конфликт между желанием выстроить доверительные отношения друг с другом и выжить в новых правилах сетей тотального рынка. В рамках акции предполагается обозначить круг настоящих, аутентичных человеческих ценностей, присущих каждому, – и в маленьких локальных местах, и в глобальной ситуации сегодняшнего дня.

ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «КЭШ»

12.08 – 27.09.2016 года

(село Ширяево, Самарская область)

Куратор: Неля Коржова

Художники: Группа Radesign: Антон Раков, Юлия Ратиева (Россия), Дарья Емельянова (Россия), Дмитрий Кадынцев (Россия), Пауло Паес (Бразилия), Группа ЖКП: Виталий Черепанов, Анна Минеева (Россия), Доминика Скутник (Польша), Марек Франковски (Польша), Antibody Corporation: Адам Роуз, Эрика Делленбах, Эйприл Поллард (США), Мерседес Стурм-Ли (Швеция), Андре Талборн (Швеция), Алексей Трубецков (Россия), Ольга Киселева (Франция), Алиса Николаева (Россия/Франция), Николя Куржон (Франция), группа S'ilTePlait: Бернар Тузе, Теофиль Пежу, Пьер-Лу Пивуа, Рафаэль Сайар (Франция), группа «Club Fortuna»: Курдвин Аюб (Австрия), Ксения Лесьневски (Австрия), Юлия Рублов (Германия), Сара Стернат (Германия), Мартен Хайкамп (Нидерланды), Томас С. Чунг (Австралия), Группа U/n Multitude: Никита Спиридонов, Елена Зубцова, Илья Фомин (Россия), Группа YUNRUBIN: Джоан Панг Руи Юн, Йонас Рубин (Сингапур/Дания)

Стратегия

Стратегия основного проекта Ширяевской биеннале основывается на взаимодействии исследовательских принципов актуального искусства с природными и ментальными ценностями «места».

Центральное событие Ширяевской биеннале предлагает новую форму презентации современного искусства - «Номадическое шоу», объединяющее  отдельные произведения в целостный синтетический проект с активным вовлечением зрителей в художественный процесс в рамках однодневной выставки-путешествия.

Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель с проживанием художников в домах местных жителей.

«Номадическое шоу» возникло из слияния двух понятий: европейского «шоу» и азиатского «номадического», кочевого принципа жизни для освоения новых «территорий». Действие происходит только один день в формате однодневной выставки-путешествия, объединяя  работы всех художников лаборатории  в единое синтетическое произведение.

Концепция

Тема «наличных» актуальна, как никогда, особенно сегодня - в ситуации виртуальных платежей, при которой мы все вынуждены жить в долг. Эта новая реальность приобретает тотальный характер через систему кредитов и обостряет непосредственную зависимость каждого от непрерывного роста инфляции и бесконечных кризисов. Каждый человек жаждет накоплений как гарантии безопасности и свободы, но если раньше кредит основывался на партнёрском доверии, при котором рисковал дающий, то сейчас ситуация прямо обратная: рискует, прежде всего, заёмщик. Произошла явная подмена понятий. «Креди?т» восходит к латинскому «credere», что означает «доверять». Именно «солидарность» была изначальной основой взаимоотношений долга.

Искусство последних тридцати лет реагирует на эту мутацию акцентированным отказом от материального воплощения произведения, которое все меньше выражено через предмет и всё больше обращается к коммуникативным функциям. Визуальность ускользает, тяготеет к процессуальности, к тому, что нельзя пощупать. Эта стратегия направлена на поиск новых визуальных кодов и форматов диалога. Отрицая апробированные формы зрелищности, она ищет возможности показать нечто большее.

Обострился конфликт между экономическим и аксиологическим. Глобализм не допускает самобытности как таковой, перемалывая индивидуальное желание в сетевой продукт коллективных желаний. Этот болезненный вопрос затрагивает аутентичность автора, художественные инициативы и институции. Даже музей, с которым традиционно связывался вопрос об автономии произведения, перестаёт быть местом гарантированной безопасности. Теракт в Пальмире явил новую, страшную реальность — хранилище сокровенного оказалось в эпицентре взрыва.

В то же время нельзя не замечать, как система современного искусства использует художественные события для достижения экономических и политических целей. В этой связи фигура «живого» художника становится тем самым «кэшем». Выступая объектом и субъектом исследования и построения новых ценностей искусства, он «здесь и сейчас» обнажает основы взаимоотношений между государством, рынком и обществом.

Говоря о жизни в долг, нельзя обойти стороной тему общего долга, ответственности, лежащей в поле коллективного бессознательного. Художник готов сделать эту тему зримой через наивный и щедрый жест дарителя. Возможно, «наивность» (понятая как самость творца, неравного самому себе) и есть тот «кэш», который лежит в основе культуры народов. «Наивность» можно рассматривать как платформу открытости и солидарности, которая помогает жить, а не выживать в условиях постоянной борьбы. И там, где отчаяние сталкивается с инаковостью, художник готов брать на себя эту ответственность.

Доминика Скутник и Марек Франковски (Польша) в проекте «Брилианты для горы: ожерелье» переосмысляют понятие материальной «ценности», как концептуальное подношение Природе, внедряя подлинные бриллианты в Жигулевские горы в окрестностях села Ширяево. В результате обычные камни природы и обработанные, драгоценные камни оказываются в тесном соседстве. Обыгрывая традиции и эстетику лэнд-арта 60-х, авторы поднимают вопрос о непосредственной «стоимости» арт-объекта в денежном выражении, «ценности» произведения искусства или же его утопическом «бескорыстном» начале, неприводимости к знаменателю наличных денег.

Антон Раков и Юлия Ратиева (Самарская группа "Радизайн") представляют кинематической проект «Larifuga - проект бродячей мастерской». Авторы работают с такими сущностными понятиями, как «место» и «время», представляя их в едином движущемся объекте, где зритель может быть модератором движения.

«Жесткий леденец», работа австро-германской группы «Клуб Фортуна» (Курдвин Аюб, Ксения Лесьневски, Юлия Рублов, Сара Стернат) обыгрывает образ зубов как символа счастья, жизненной силы и богатства и одновременно «интерфейса» между страхом утраты и бренности. Идея проекта, по словам авторов, «проникнуть в полость рта, чтобы ощутить вкус России».

В перформансе «Антимиры» по мотивам стихотворения Андрея Вознесенского авторы из США Адам Роуз и Эрика Делленбах, называющие себя Antibody Corporation, исследуют концепцию «физической валюты» как идеи «телесного обмена», используя местный ландшафт в качестве символа «общего тела Земли». Художники ставят целый ряд вопросов: какую форму примет этот обмен - будет ли он осуществляться в общепринятых рамках института наемного труда, где на продажу выставляется трудоспособность потенциального работника? Или же в более прямолинейной и грубой форме рабства? А можно ли танец, уподобив его деньгам, сделать посредником «телесного обмена»?» 

В проекте Ольги Киселевой (Франция) «Ширяевская валюта» реальность денежной? единицы смешивается с ее виртуальнои? ценностью, а современные стратегии с традиционными технологиями. Что происходит с этическими ценностями, когда экономические переживают крах? Отметим, что в постиндустриальной современности деньги как таковые представляют собой вымышленную категорию, лишенную материального эквивалента и являющие собой абстрактную ценность. Мы наблюдаем период их явной мутации. В то же время, деньги служат уникальным объединяющим феноменом и потому каждое сообщество имеет возможность выпустить собственные деньги.

ПРОГРАММА:

15 - 25.08.2016 г.

11:00 - 13:00

Авторские презентации участников творческой лаборатории /ДК Ширяево/

26.08 – 25.09.2016 г.

 

27.08.2016 г.

«Номадическое шоу» в Ширяево

Начало  в 11.20 часов от пристани в Ширяево - с прибытием кораблей,

отбытие из Самары в 8.30, с 1 причала речного вокзала

 

0127.09.2016 г.

11:00 - 15:00

«Номадическая выставка «Кэш»» по итогам творческой лаборатории и номадического шоу

/село Ширяево, Самарская область/

 

26.08.2016 г.

Выставка «История Ширяевской биеннале»

ДК Ширяево

открытие в 19:00

 

26-27.08.2016 г.

Музыкальная программа

Проект «Концерт агитационной песни»

Группа "u/n multitude"

Участники: Никита Спиридонов, Елена Зубцова, Илья Фомин (Москва)

26.08.2016, 19:00 до 20:00 ДК Ширяево

27.08.2016 , 22: 00 – 23:00 берег Волги

 

Специальная программа в Самаре

24.08 - 19.09

Выставка «Кэш - от символа и мечты к суровой реальности»

Куратор Мартин Шибли (Швеция)

ГБУК «Самарский областной художественный музей»

Самара, ул.Куйбышева, 92

Открытие в 18:00

На выставке будут представлены художники, которые работают с темой взаимосвязи между социологическими аспектами потребности в деньгах и тем, на что люди готовы ради их получения, а также возможными последствиями этих действий. Некоторые художники рассматривают тему на примере отдельно взятых сделок, другие тяготеют к более общему осмыслению, стараясь охватить картину происходящего в масштабах социума или мировой финансовой системы. В рамках выставки тема КЭШ рассматривается в различных перспективах с позиций социологии, психологии и философии. Участники выставки: : Конни Блом и Нина Слейко-Блом, Хуан Кастильо, Феликс Гмелин и Адам Армстронг, Хуан-Педро Фабра, Оливер Ресслер, Мерседес Стурм-Ли и Алиса Йоффе

25.08 - 27.09

Выставка «Экология художественного пространства»

Куратор Виталий Пацюков /Россия/

ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина»

Самара, ул.Ленинская, 142

Открытие в 15:00

Проект рассматривает традиции, уходящие в первосхемы взаимоотношений человека и окружающей нас реальности. Его образы выстраивают диалог, в котором человеческий смысл обретается в равновесии между природой и обществом. Структура проекта раскрывается во взаимодополняющих визуальных системах, образуя универсальный генетический код жизни природы и человека. Все композиции, включенные в проект, представляют артефакты, неотделимые от художественного поведения и человеческого поступка. Они призывают находить соответствие человеческого опыта и идеалов, подчеркивая зеркальную симметрию полета, где свобода объединяет человека и крылатую природу–птицу. В рамках проекта демонстрируется альбом Ильи Кабакова «Полетевший Комаров», 1972; созданные на тему птиц фотокомпозиции студентов школы Родченко, 2014-2016; видеоинсталляция Владимира Тарасова «Larry» (1916); видеоработы Олега Кулика «Броненосец для вашего шоу» (1996) и Сергея Катрана «Казуар» (2014), мультимедийный перформанс Ираиды Юсуповой "Птицы" (1999-2001). Проект сопровождается инсталляцией из живописных произведений из коллекции Росизо, посвященных диалогу цивилизации и мира природы, поиску новой гармонической связи человека с окружающей его реальностью.

01 - 27.09.2016 по субботам и воскресеньям, 15:00

Программа мастер-классов для детей и взрослых по кинематическому искусству «Преобразование вращательного движения в шаг»

Фабрика-кухня

6+

Художники: Антон Раков, Юлия Ратиева

28 - 30.08.2016

Дискуссионная платформа

28.08

Теоретический симпозиум «О музее нематериального»

Часть I в ДК Ширяево

С 11:00 до 14:00

Часть II на корабле из Ширяево в Самару

С 17:00 до 19:00

«По итогам основного проекта 9 Ширяевской биеннале»

29.08

Часть III в Самаре

Средневолжский филиал ГЦСИ, Фабрика-кухня

Самара, ул.Ново-Садовая, 149

С 11:00 до 13:00

 

Учредитель: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

При поддержке: Министерство культуры Российской Федерации,

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Соучредитель: Министерство культуры Самарской области

Организатор: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)

 

Комиссар биеннале: Роман Коржов (Россия)

Куратор основного проекта: Неля Коржова (Россия)

Кураторы специальной программы:Мартин Шибли (Швеция), Виталий Пацюков (Россия)